Александр Яцко в юности планировал стать архитектором. В 1980 году он окончил
архитектурный факультет Белорусского Политехнического института и даже проработал
несколько месяцев по специальности, после чего отправился в Москву поступать в
школу-студию МХАТ. Это решение не было неожиданным, - еще, учась в институте,
Александр посещал студенческий театр «Колизей». Со временем сцена манила юношу
все больше и больше, пока он, наконец, не осознал своего истинного призвания…
Театр на Таганке
В 1985 году Александр Яцко окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ и
был принят в знаменитый Театр на Таганке. Позвал туда молодого актера режиссер
Анатолий Эфрос, возглавивший театр после отъезда за границу Юрия Любимова. В стенах
Театра на Таганке Александр проработал до 1993 года, сыграв немало интересных
ролей, среди которых: Альцест («Мизантроп» Мольера), Барон («На дне» М.Горького),
Пилат («Мастер и Маргарита» М.Булгакова).
Александру Яцко довелось работать в Театре на Таганке в непростые времена.
Часть актеров не приняли Эфроса и демонстративно ушли из театра. Да и в оставшейся
труппе произошел раскол. Все это негативно отразилось на здоровье Эфроса, и он
вскоре скончался. В театр вновь вернулся Любимов, что спровоцировало новый конфликт
– некоторые актеры, вместе с Николаем Губенко, ушли и образовали новый театр «Содружество
актеров Таганки». Александр вспоминает: «Очень неприятно было наблюдать весь этот
скандал, не хотелось участвовать в таких событиях, становиться на чью-либо сторону».
Как раз в этот момент ему предложили перейти в Театр Моссовета, и Александр воспользовался
этим приглашением.
Театр им. Моссовета
В Театр Моссовета Александр Яцко пришел в 1993 году и работает там по сей
день. Среди его работ прошлых лет – роли в спектаклях: «Собачий вальс» (Карл),
«Рюи Блаз» (Дон Цезарь де Базан), «Внезапно прошлым летом» (Доктор), «Мамаша Кураж
и ее дети» (Полковой священник), «Дамская война» (Барон де Монришар). В последние
годы он занят в спектаклях: «Бог» (Творец), «Иисус Христос – суперзвезда» (Понтий
Пилат), «Муж, жена и любовник» (Вельчанинов), «Не будите мадам» (Роже), «Обрученные»
(Безымянный), «Предбанник» (Стоцкий), «Ревизор» (Городничий), «Сирано де Бержерак»
(де Гиш), «Чайка» (Дорн), «Шиворот-навыворот» (Дракон).
На вопрос, какие роли являются для него самыми любимыми, он отвечает: «Мне
трудно назвать какие-то любимые роли, все они доставляют мне удовольствие, наслаждение
и радость. Главное – честно относиться к своему делу, к профессии, которой ты
занимаешься».
Помимо работы в Театре им. Моссовета Александр Яцко принимает участие и в других
проектах. Так в 1994 - 1995 годах он поставил спектакли «Генрих IV» и «Ричард
II» Шекспира в театре «Русский Глобус» и сыграл роль Ричарда. В 2002 году Александр
Владимирович поставил телевизионный фильм-спектакль «А.П.» по пьесе М. Булгакова
«Александр Пушкин». Кроме того, он участвовал в спектакле Конфедерации театральных
союзов «Двенадцатая ночь» (Орсино) режиссера Д. Доннелана и в спектакле театра
«Школа драматического искусства» «Моцарт и Сальери» (Сальери) режиссера А. Васильева.
Кино
Долгое время Александр Яцко был мало востребован отечественным кинематографом.
Зрители вряд ли запомнили его редкие эпизодические роли в фильмах: «Тайная прогулка»
(немец Макс фон Гёрлиц), «Вальс золотых тельцов» (террорист, разгадывающий кроссворд),
«Мужчина для молодой женщины» (следователь). В 90-е годы Александр снялся в небольших
ролях в ряде картин американских режиссеров: в «Русском доме» Фреда Шепизи, в
«Бегущем по люду» Бэрри Сэмсона и в знаменитом «Миротворце» режиссера Мими Ледер.
С развитием российского кинематографа Александр Яцко все чаще стал появляться
на киноэкране. Начиная с 2001 года, актер регулярно снимается в самых различных
фильмах и сериалах: «Сыщики-1» (Невсебеев), «Марш Турецкого» (Клемешев, мэр Степногорска),
«Надежда уходит последней» (Игорь Львович Шахновский), «Дорогая Маша Березина»
(Герман Петрович Уткин), «КГБ в смокинге» (Оффер Тиш), «Жулики» (врач скорой помощи
Перов), «Молодой Волкодав» (Тиргей), «Путь» (полковник Хомчик), «Искатели приключений»
(гонщик и изобретатель Серж), «Мой осенний блюз» (Кирилл, сын Антонины Сергеевны)
и др.
Впрочем, сам актер к своей работе в кино относится скептически. «Больше всего
мне нравятся картины, в которых я не снимался, - говорит с улыбкой он. - В основном
приходится участвовать в рутинном телевизионном процессе, который редко оставляет
о себе хорошую память. Однако сериалы хороши тем, что помогают мне кормить семью,
потому что театр – удовольствие бесплатное». И честно добавляет к этому: «Что
дают, то играю. Я этим зарабатываю на жизнь, кормлю семью. Думаете, я смотрю эту
чепуху? У меня времени нет. Да, меня показывают по телевизору. Так случилось.
И чем чаще показывают, тем, значит, лучше у меня идут дела. А если перестают показывать,
то вот тут у меня как раз возникает стресс! Ну, вернее, опасность стресса - я
начинаю нервничать и паниковать. А на сцене наоборот - гармония. Там все ясно.
Там хорошо».
Личная жизнь
Со своей будущей женой Еленой Валюшкиной
Александр Яцко познакомился, работая в Театре им. Моссовета. Тогда она еще была
замужем, и поэтому их пути пересекались исключительно по работе. «Александр в
течение нескольких лет <…> ходил каждый день мимо меня в театре, мы здоровались,
мило общались, как добрые коллеги, и ничего более. Я была замужней дамой, и у
него были другие интересы, многие его романы происходили у меня на глазах, в стенах
театра… Он всегда пользовался сумасшедшим успехом у женщин», - вспоминает Елена.
С первым мужем у Елены Валюшкиной семейная жизнь не сложилась. Она ушла от
него к талантливому режиссеру по имени Андрей. И все бы в их отношениях было бы
хорошо, если не пристрастие Андрея к алкоголю. Вместе они прожили около года,
после чего расстались…
Елене исполнилось тридцать лет, когда ее постиг страшный удар – смерть мамы.
Мама, работая в Чернобыле, получила облучение, в результате чего очень быстро
«сгорела». Именно в этот тяжелый момент Елену назначили в один спектакль с Александром
Яцко – «Однажды прошлым летом» Уильямса. Елена вспоминает: «На почве тесной работы
и сблизились. Хотя никаких видимых предпосылок к этому не было. Нет, ну понятно,
он завидный был жених — умный, высокий, красивый. Правда, раньше у меня ничего
внутри не екало, а тут прямо крышу снесло. При этом мы как-то постепенно стали
жить вместе. И если бы подобное со мной случилось раньше, я бы еще двадцать раз
подумала, прежде чем поселиться под одной крышей с мужчиной, с которым не зарегистрирована
официально».
Официально свои отношения Елена и Александр оформили тихо, без излишней помпы.
А затем сразу же задумались о детях. И тут супругов настиг новый удар – врачи
поставили Елене 100% бесплодие. Долгие месяцы лечения ни к чему не приводили.
Все это время Александр поддерживал жену, и чудо произошло - родителей родился
сын Василий. «Видимо, за страдания», - считает Елена.
Сегодня у Александра Яцко и Елены Валюшкиной счастливая дружная семья. Елена
занимается воспитанием сына, а Александр, по ее словам – настоящий добытчик, на
котором держится дом.