Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Устюгов Александр _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Александра Устюгова

Фильмография:

2002 Марш Турецкого (3 сезон)
2002 Кодекс чести-1
2003 Повелитель эфира
2004 Штрафбат
2004 Операция "Цвет нации"
2004 Ментовские войны-1
2004 Ландыш серебристый-2
2004 Ключи от бездны: Операция Голем
2005 Ментовские войны-2
2005 Адъютанты любви
2006 Ментовские войны-3
2006 Петя Великолепный
2006 Обратный отсчет
2007 Иное
2007 Диверсант. Конец войны
2007 Вся такая внезапная
2008 Отцы и дети
2008 Ментовские войны-4
2008 Ментовские войны: Эпилог
2009 Рокеры
2009 Возвращение Синдбада
2009 Черчилль
2010 Берег утопии - фильм-спектакль
2010 Сестры Королёвы
2010 Государственная защита
2010-2011 Ментовские войны-5
2011 Печали–радости Надежды
2011 Ментовские войны-6
2011 Дорогой мой человек
2012 Снайперы: Любовь под прицелом
2012-2013 Ментовские войны-7
2013 Цветы зла
2013 Уйти, чтобы остаться
2013 Привет от "Катюши"
2013 Моя фамилия Шилов
2014 Солнечный удар
2014 След тигра
2014 Ментовские войны-8
2015 Чума
2015 Ментовские войны-9
2016 28 панфиловцев
2016 Ментовские войны-10
2016 Викинг
2017 Восемь бусин на тонкой ниточке
2017-2018 Ментовские войны-11
2018 Петербург. Любовь. До востребования
2018 Лучше, чем люди
2018 Золотая Орда
2018 Алиби
2018-2019 Годунов
2019 Союз Спасения
2019 Приказ "Уничтожить"
2019 Рикошет
2019 Охота на певицу
2020 Белый снег
2021 Вампиры средней полосы
2021 Близнец
2021 Агент национальной безопасности. Возвращение
2021 Киллер
2021 Метод Михайлова
2021 Художник

УСТЮГОВ
Александр Сергеевич

Родился 17.10.1976, Экибастуз, Павлодарская обл., Казахстан

Лауреат премии «Чайка» в номинации «Злодей» (2003, за роль в спектакле «Тень»)
Лауреат премии «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее» (2004, за роль в спектакле «Идиот»)
Лауреат Гран-при Фестиваля «Твой шанс 2005» (2005, за спектакль «Эти свободные бабочки»)

Детство

Александр Устюгов родился в Северном Казахстане, в городе Экибастуз, известном своими угольными шахтами. Мама Александра работала воспитательницей детского сада, а папа был мастером столярного дела. Родители с ранних лет постарались дать сыну хорошее воспитание. Мальчик учился в художественной школе, занимался боксом. В народный театр при ДК энергетиков Сашу привела не любовь к сцене, а желание своими руками мастерить реквизит. Некоторое время он работал бутафором, а затем мальчика стали привлекать для участия в спектаклях. В результате Александр «заразился» сценой и принял твердое решение поступать в театральный.

Настойчивость

Свою первую попытку поступить в театральный вуз Александр Устюгов осуществил в 14 лет. Он отправился в Омск, где «благополучно» провалился. Неудача ожидала Александра и в Алтайском институте культуры в Барнауле. Вернувшись домой, юноша не стал сидеть без дела и поступил в ПТУ №18 на специальность «слесарь-электрик по ремонту, монтажу и демонтажу горного оборудования». ПТУ он окончил с отличием, после чего пошел работать на угольный разрез «Восточный». При этом мысли о театре он не оставил. «Я собирался ехать в Москву поступать на актерский и пошел зарабатывать деньги с мыслью, что проработаю ровно год и уеду», - вспоминает Александр.

Впрочем, до Москвы еще было далеко. В 1993 году Александр Устюгов поступил в Омскую Государственную Академию путей сообщения на специальность «инженер вагоностроения». Проучившись три семестра на очном отделении, он стал уже подумывать расстаться с мечтой о сцене. Все решил случай.

Однажды Александр купил билет в Омский ТЮЗ на сказку «Принцесса Пирлипат», пришел, посмотрел… «Внутри опять все заныло, - вспоминает Устюгов, - и на следующий день я пришел в этот театр устраиваться на работу. Разговаривал со мной Рубанов, которому я сказал, что хочу быть актером. Он, естественно, меня выгнал. Но я ходил в театр каждый день, и, в конце концов, меня взяли осветителем».

В связи с новой работой пришлось перевестись на заочное обучение, а затем и вовсе бросить учебу в Академии. Зато теперь Устюгов был буквально в шаге от осуществления своей мечты. И однажды судьба преподнесла ему шанс. В спектакле «Вор» по пьесе Эдуардо де Филиппо срочно понадобился ввод – первый исполнитель уехал, а второй сломал руку, и Владимир Александрович позволил сыграть роль Устюгову. Хореограф отказался работать с осветителем, и танцы новоиспеченному актеру пришлось учить по записи. Александр Устюгов вспоминает: «На спектакле я был в страшном зажиме да еще травму получил, но Владимир Александрович сказал, что при вводе главное – не испортить спектакль, а я его не испортил. Рубанов возился со мной почти по-отечески, и все, что я там делал, дало свое продолжение...»

С этих пор Устюгов стал работать в ТЮЗе уже как актер. Одновременно он поступил в Омский областной колледж культуры и искусства на курс В.А. Рубанова, который окончил в 1996 году.

Омск - Москва

Наметившиеся успехи подхлестнули Александра Устюгова, и в 1999 году он решил попытать счастья в столице. Александр прекрасно понимал, что эта попытка, вероятнее всего, станет последней, потому и готовился основательно. В столицу он решил приехать за полгода до вступительных экзаменов, чтобы как следует оглядеться. Но как вырваться для этого из театра? Честно признаться в том, что он собирается в Москву, Александр не мог. Помог случай. Как-то, опаздывая на спектакль, Александр попал под машину. Серьезного ничего не было — просто ушиб, но ему удалось уговорить врача дать больничный с диагнозом «перелом». В театре его обман вскоре раскрылся, но в столицу его все же отпустили.

Актер вспоминает: «Да, мне было двадцать два года, и я понимал, что это мой последний шанс. Дело даже не в возрастном цензе, а во внутренних ощущениях. Я тратил на эту попытку очень много сил, потому что трудно было почувствовать ритм большого города, избавиться от говора, и надо было немного пожить в Москве, привыкнуть. Говор, кстати, был жуткий. По одному только «здравствуйте!» у меня сразу спрашивали «откуда вы приехали?». Родион Юрьевич Овчинников, руководитель курса, сказал: «Если будут задавать вопросы, отвечай «да» или «нет», а лучше кивай, а то сразу вылетишь отсюда». Вот я и кивал до конкурса. Вообще для меня тот год был удачным: меня брали практически везде, но я уже болел Щукинским училищем и хотел учиться только там».

В итоге Устюгов был принят в ВТУ имени Бориса Щукина на курс Р.Ю. Овчинникова.

Любовь

Здесь, в стенах Щукинского училища, Александр Устюгов встретил свою любовь в лице однокурсницы Янины Соколовской. Они были очень разными. Он – провинциал, основательный, упрямый, с очень рано проявившейся режиссерской жилкой. Она – красавица и интеллектуалка из обеспеченной московской семьи (мама возглавляла студию документального кино «Слон»). Недоброжелатели не верили в искренность их отношений, а их любовь оказалась самой, что ни на есть, настоящей.

Впрочем, к окончанию училища они все же расстались. «Мы и сами не понимаем, почему так случилось. Ведь любовь-то не ушла, а виной всему наш глупый юношеский максимализм», - вспоминает Александр. А вот что рассказывает Янина: «Ему казалось, что он не оправдывает моих ожиданий. Его коробило, что он живет в моей квартире. Чтобы доказать Саше, что это все предрассудки, я на время переехала к нему в общежитие, но и там ничего не изменилось. В общем, к окончанию училища мы расстались…»

Они продолжали изредка встречаться на общих спектаклях. Прошло полтора года, и Александр первым сделал шаг к примирению. Он позвонил Янине и назначил свидание. «Я объяснил, что не могу без нее жить, хочу семью и детей, и сделал предложение», - рассказывает Александр. Янина ответила согласием. 6 августа 2005 года состоялась свадьба.

Театр

Вернемся, однако, к творчеству. Еще в «Щуке» Александр Устюгов зарекомендовал себя актером с большим потенциалом. Так, например, он блистал в «Варварах» и «Пяти вечерах». Свои режиссерские способности Устюгов проявил, поставив вместе со студентами своего курса дипломный спектакль «А зори здесь тихие».

В 2003 году, после окончания ВТУ им. Щукина, Устюгов был принят в труппу Российского Академического Молодежного театра (РАМТ). В том же году он был удостоен престижной премии «Чайка» в номинации «Злодей» за блестящее исполнение главной роли в спектакле «Тень». Вот как писали о его работе критики: «Когда Устюгов - Тень соблазняет Луизу рассказом о потаенных снах, его бархатистый голос и нежный взгляд трогает не только капризную принцессу, но и многие женские сердца в зале. Он словно змей-искуситель обволакивает героиню ядом слов, хотя в своих первых сценах скорее напоминает «тварь дрожащую». Здесь проявляется еще одна грань таланта актера - склонность к гротеску и перевоплощениям, характерные для вахтанговской школы».

Очередной успех принесла актеру роль Парфена Рогожина в спектакле «Идиот» (по Ф.М.Достоевскому). Совместно с Ириной Низиной он был в 2004 году удостоен театральной премией «Чайка» в номинации «Некоторые любят погорячее». Не остались без внимания работы Устюгова в спектаклях: «Роман с кокаином» (Главврач), «Лоренцаччо» (Изгнанник), «Берег Утопии» (Тургенев), «Самоубийца» (Калабушкин).

Имея давнюю склонность к режиссуре, Александр Устюгов реализовал свои идеи, поставив на сцене Учебного театра Института им. Щукина мелодраматическую комедию «Эти свободные бабочки» Л. Герша. Эта постановка была отмечена Гран-при Фестиваля «Твой шанс 2005».

Сериалы

Первые роли в кино Александр Устюгов сыграл, будучи студентом. Его путь не отличался от многих других начинающих актеров: пробы, кастинги, небольшие роли охранников (швейцаров и т.п.) в криминальных и остросюжетных сериалах… В 2004 году он был утвержден в очередной такой сериал – «Ментовские войны». Правда, на этот раз роль оказалась главной: героем Устюгова стал майор Роман Шилов. К этой работе актер отнесся со всей серьезность, он неоднократно посещал уголовный розыск, чтобы проникнуться работой оперативников. Старания не прошли даром. Сериал, оказавшийся удачным, затянулся на несколько сезонов, и вскоре реальные милиционеры принимали его Шилова «за своего».

Александр Устюгов не раз признавался, что любит серьезное, интеллектуальное кино. Но реалии таковы, что приходится сниматься и в сериалах. При этом популярность, которую они приносят, его не интересует. «Я не хочу популярности! - говорит актер. - Она сиюминутна и даже обидна. Результат моей работы в сериале, конечный продукт, меня практически не интересует, потому что он меня не касается никак. Но мне интересен сам процесс – процесс создания и участия».

Александр снимался в разных проектах - более или менее удачных. Так в 2005 году он снялся в сериале «Адъютанты любви» в роли Платона Толстого. В период съемок актер рассказывал: «Адьютанты любви» подкупили меня тем, что сценария как такового там нет, и то, как сюжет будет развиваться дальше, зависит во многом от меня самого. Это адский труд, смены по 12, а то и по 20 часов в день, когда в сутки ты снимаешься в тринадцати сценах, и во всех - ты должен знать текст и не поплыть, и, не дай бог, ты устал и перестал играть, что сразу стало видно на экране. Это, конечно, колоссальный опыт для актера. Я для себя почерпнул массу полезных вещей в плане внутренней организации. Я научился, как можно трое суток подряд сниматься и при этом еще успевать что-то делать в театре…» Первоначально сериал планировали затянуть надолго, но из-за невысокого рейтинга съемки после 80-й серии постепенно свернули.

Еще менее удачным оказался другой проект - сериал «Петя Великолепный». Александр Устюгов сыграл в нем Петра Котельникова – персонаж, разительно отличавшийся от предыдущих его героев. На этот раз актер предстал в образе пронырливого и хамоватого провинциала, который не зацикливаясь на морально-этических принципах играючи покоряет Москву. Устюгову впервые пришлось играть комедийного лирического героя. Как признавался актер, он пытался создать нечто среднее между Бендером и Иванушкой-дурачком, пробовал привнести в него что-то большее, некую созерцательность, самокопание. Однако материал не располагал к этому, и не вина Устюгова в том, что сериал оказался слабым.

Базаров и другие роли

Александру Устюгову, как талантливому актеру, всегда хотелось чего то большего, нежели участие в сериалах. Он с удовольствием принял предложение сняться в 2008 году в экранизации «Отцов и детей» Тургенева, который осуществила режиссер Авдотья Смирнова. В картине ему довелось сыграть главную роль – Евгения Базарова. «Я благодарен судьбе за то, что мне на целый год пришлось погрузиться в тургеневедение. Когда я пришел на съемочную площадку, мои взгляды на произведение были настолько концептуальны, что первое время я даже спорил с режиссером по поводу видения тех или иных персонажей», - рассказывает актер.

Съемки оказались очень сложными. Александр Устюгов рассказывает: «Я со своим театральным образованием не всегда понимал, о чем речь: постановка фразы Тургенева настолько витиевата, что когда пытаешься произнести ее, вынув из книжного контекста, то из двенадцати слов понимаешь два. По сравнению с нашим обедненным языком, тургеневский – состоит сплошь из сложнейших завитков. И мои попытки и предложения поначалу сказать попроще – вместо длинной фразы про пристяжных, сказать просто: «Запрягай!» – не находили поддержки у Дуни. И это правильно: язык должен быть таким, какой он есть. И наша актерская задача сделать этот язык своим, оборганичить, оправдать его. Не всегда, однако, это давалось легко. На третий съемочный день я немного расслабился, а была сложнейшая ночная сцена с Кирсановым. Я вылетел из обоймы не потому, что не знал текста, а просто начал играть и понял, что тот объем, который на меня свалился, я не выдержал. В какой-то момент у меня выключило мозг, и я не мог сказать ни слова. Съемочная группа терпеливо выжидала, пока я соберусь. Потом оператор Райский отчитал меня, сказав, что это непрофессионально. Больше я так халатно к тексту не относился».

Диапазон киноперсонажей Устюгова достаточно широк. Помимо вышеперечисленных героев, в его активе: уголовный авторитет по кличке Бурый в многосерийном фильме «Диверсант. Конец войны», Мария Луис Ортега Фалькон в криминальном многосерийном фильме «Возвращение Синдбада», Дмитрий Сафронов в криминальном сериале «Черчилль», Иван Тургенев в фильме-спектакле «Берег утопии» и др.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Сайт Александра Устюгова, http://a-ustjugov.narod.ru;
Алиса Никольская, «Сверхновые звезды», «Русский курьер» № 165, 06.12.2003;
Ольга Вайншток, «Новые имена: Александр Устюгов», «Театральная афиша», 07.12.2004;
Безрук Мария, «Александр Устюгов: «Меня не узнают на улице, и это хорошо», «Труд-7» №012, 26.01.2006;
Инна Фомина, «Александр Устюгов – «мент» без диплома», «7 дней», 13.02.2006;
Анна Надеждина, «Александр Устюгов завидует Пете», «Экспресс газета» №38, 18.09.2006;
Алексей Альбертович, №Александр Устюгов: «У нас любят дураков, пьяниц и неудачников», газета «Гудок», 06.10.2006;
Ирина Виноградова, «Формула силы Александра Устюгова», «Cosmopolitan Сибирь», февраль 2007;
Мария Март, «Пришлось подкупить врача», «АиФ Суперзвёзды» №4(106), 27.02.2007;
Алиса Углова, «Александр Устюгов: «Яна нашла меня на ощупь!», «Антенна» №24, 11.06.2007;
Татьяна Гиль, «Александр Устюгов – автор и герой», журнал «Вечерний клуб», февраль 2008

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.