Люсьена Овчинникова родилась 10 сентября 1931 года в украинском городе Олевске.
Ее отец служил пограничником, и потому семья часто кочевала по стране. Маленькой
Люсьене довелось побывать в Карелии, в Грузии, а в последнее время в Туркмении
(в Ашхабаде). В военных гарнизонах регулярно показывали фильмы, и девочка не пропускала
ни одного из них, мечтая в будущем стать актрисой. Люсьена даже хотела записаться
в школьный драмкружок, но помешала ее природная застенчивость. Она вообще росла
тихой, невзрачной девочкой, за маленький рост прозванной «коротышкой». Родные
также не видели в ней актрису. Едва только Люсьена только заводила разговор об
актерской профессии, они ей тут же говорили: «Разве такие актрисы бывают? О театре
думать забудь...»
Осуществление мечты
Мечта стать актрисой оказалась сильнее и скептицизма окружающих, и собственной
застенчивости. По окончании школы Люсьена Овчинникова тайком от родных, в одном
платье и без денег, сбежал из дома. Она отправилась из Ашхабада в далекий Минск,
где проживала ее тетя. Девушка планировала поступить в театральный институт. Но
каково же было ее разочарование, когда она узнала, что преподавание там ведется
на белорусском языке.
Возвращаться домой Люсьена не стала. Она устроилась учеником продавца в парфюмерный
отдел универмага. Молодой девушке довелось и товар раскладывать, и ящики таскать…
В 1950 году Люсьена отправилась в Москву и с первого же раза поступила в ГИТИС.
Впоследствии она рассказывала: «На экзамен я надела какую-то красную ленту на
голову и читала: «Что стоишь ты один на дороге...» А меня подозвали из приемной
комиссии и тихонечко спросили: «Из какой вы семьи, девочка?» А я им тоже шепотом
говорю: «Мы военные». И меня взяли...»
Театр Маяковского
В ГИТИСе Люсьена Овчиникова училась на курсе народного артиста РСФСР Григория
Конского. В годы учебы девушка переиграла множество комедийных ролей, и многие
были уверены, что призвание молодой актрисы именно в этом жанре. Тем неожиданнее
оказался ее выбор дипломной работы. Люсьена бесподобно исполнила драматическую
роль Тани в знаменитой пьесе А. Арбузова «Иркутская история». Благодаря этой работе
Овчинникову после окончания в 1955 году института приняли в труппу Московского
академического театра имени В.Маяковского. Этой сцене актриса прослужила до 1972
года.
С театром Маякоского связаны и страницы личной жизни Овчинниковой. Первый раз
она вышла замуж еще, будучи студенткой. Однако брак с режиссером Центрального
телевидения Владимиром Храмовым не сложился, и они быстро расстались.
А вот нового избранника Люсьена нашла уже в Театре Маяковского – им стал актер
Александр Холодков. Люсьена и Александр не регистрировали своих отношений, их
любовь была свободна от всяческих штампов, что, конечно же, не соответствовало
общепринятым в то время представлениях об отношениях в нормальной советской семье.
Вот только прожили вместе они недолго. 14 сентября 1965 года Александр Холодков
умер от тяжелой неизлечимой болезни.
С третьим супругом, также актером Маяковки Валентином Козловым (известным по
фильму «Неподдающиеся»), Люсьена Овчинникова прожила 32 года. Казалось, все было
хорошо, вот только детей у них не было…
Первые успехи на киноэкране
Дебют Люсьены Овчинниковой на киноэкране состоялся в конце 50-х. Сначала ей
довелось сняться в эпизодической роли горничной Луши в экранизации романа Толстого
«Хождение по мукам», а в 1959 году она исполнила небольшую роль деревенской девушки
Нюрки Макаровой в картине Льва Кулиджанова «Отчий дом». Самой актрисе ее роль
в «Отчем доме» поначалу совсем не понравилась: она даже ушла с премьерного просмотра.
А вот зрители и специалисты приняли ее героиню на ура. И остается только удивляться
как Люсьене, совершенно незнакомой с деревенским бытом, удалось столь правдиво
и достоверно создать образ простенькой, немного смешной девчушки, наполненной
такой душевной теплотой.
В том же 1959 году Люсьена Овчиникова снялась в роли развеселой кондукторши
Зои в драме Константина Воинова «Солнце светит всем» и в роли смешливой, задорной,
бойкой на язык медсестры Наташи в картине режиссера Якова Сегеля «Первый день
мира».
Год спустя вышел музыкальный фильм Вениамина Дормана и Генриха Оганесяна «Девичья
весна». Картина, хотя и не конкурировала с лучшими советскими комедиями, но в
целом получилась неплохой. Легкий незатейливый сюжет, добрый юмор, блестящие музыкально-танцевальные
номера ансамбля «Березки». Самым же запоминающимся персонажем стала Настя Пчелкина,
незадачливая помощница повара на теплоходе, в исполнении нашей героини Люсьены
Овчинниковой. С этим фильмом актриса объездила много стран, побывав в Швейцарии,
в Сенегале, Индонезии, на Кипре...
Звездные 60-е
Настоящая
слава пришла к Люсьене Овчинниковой в начале 60-х, после выхода на экраны картины
Юрия Чулюкина «Девчата». В этой знаменитой комедии актриса сыграла одну из главных
женских ролей – Катю. Кроме того, в картине прозвучала в ее исполнении песня Александры
Пахмутовой «Старый клён», на долгие годы ставшая всенародно любимой. «Девчата»
были с восторгом приняты зрителями, отмечены многочисленными призами на различных
фестивалях. Львиная доля успеха выпала, конечно, на долю Надежды Румянцевой и
Николая Рыбникова. Но и другие актеры не остались без внимания.
После «Девчат» предложения от режиссеров Люсьене Овчинниковой посыпались одно
за другим. За последующие десять лет актриса снялась почти в двух десятках картин.
Правда, главных ролей актрисе предлагали мало. Одна из них - Зина Голубева в замечательной,
тонкой, психологической, немного сентиментальной мелодраме Виталия Мельникова
«Мама вышла замуж». Критики особо отмечали прекрасный дуэт Люсьены Овчинниковой
и Олега Ефремова.
Среди других удачных работ актрисы: Тамара в драме «Журналист» (картине, ставшей
для того времени настоящим событием), Нюра в драме Михаила Рома «Девять дней одного
года», мама грудного ребенка Маша в комедии Вениамина Дормана «Лёгкая жизнь»,
Нечаева в мелодраме Александра Митты «Звонят, откройте дверь», Мария Петровна
в детском фильме «Включите северное сияние».
Были в биографии Люсьены Овчинниковой и слабые картины. Но вот, что удивительно,
даже в скучных, казенных лентах она умудрялась выделяться из серой массы. Такой,
например, оказалась ее озорная рабочая Настя Буланова, звезда стройки в социальной
драме Федора Филиппова «На завтрашней улице». Шаблонный, схематичный сценарий,
картонные герои... Но все это не мешало славе актрисы. Исполняя роли задорных,
неунывающих женщин, она и в жизни была такой же – веселой и жизнерадостной. Потому
ее так любили зрители, и так завидовали ее славе коллеги актрисы. Большинство
тех лент, исполненных в духе соцреализма, канули в вечность, а вот память о Люсьене
Овчинниковой осталась.
Уход из Театра им. Маяковского
В 1972 году Люсьена Овчинникова ушла из Театра им. Маяковского. А причиной
тому стал ее муж. Валентин Козлов как актер не смог реализоваться. Его роль в
комедии «Неподдающиеся» так и осталась единственной яркой работой. Не клеилось
у него и в театре. Валентин начал выпивать, и главный режиссер Гончаров решил
уволить его из труппы. Тогда Овчинникова заявила: «Если его не оставят, я тоже
уйду». Гончаров остался неумолим, и актриса покинула театр вместе с мужем. Люсьена
Овчиникова перешла в театр литдрамы ВТО, где проработала до 1983 года.
70-е годы. Кино – новые грани таланта
Начало
70-х ознаменовалось для Люсьены Овчинниковой еще одним успехом на киноэкране.
И хотя это вновь была роль второго плана, но зато в каком фильме – в знаменитой
«Большой перемене». В этом суперпопулярном советском телесериале Овчинникова сыграла
Валю – невесту бригадира Петрыкина (роль которого бесподобно исполнил Ролан Быков).
После выхода фильма на экран Люсьена Овчинникова была удостоена звания заслуженной
артистки РСФСР.
А вот, вышедшая в 1976 году драма «Колыбельная для мужчин», представила актрису
в несколько неожиданном образе, открыв зрителям новые грани ее таланта. Ее героиня
Клавдия Ивановна, женщина, прошедшая войну, одна воспитавшая сына, внезапно теряет
зрение. Ее единственной опорой остается сын-десятиклассник (актер Юрий Шлыков
– это одна из лучших его ролей). Казалось бы – трагический сюжет, но при этом
картина не производит тяжелого впечатления, а скорее оставляет ощущение легкой
грусти.
Еще одна сильная работа актрисы – роль Ксении Сергеевны, бывшей жены главного
героя журналиста Лопатина в драме выдающегося режиссера Алексея Германа «Двадцать
дней без войны». Это один из тех киношедевров, о которых говорят «кино о войне
без войны», когда война остается за кадром, но ты ощущаешь ее каждой клеткой своего
тела. Примечательно, что основные роли сыграли актеры, известные, прежде всего,
своими комедийными ролями – это Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова.
Да и в багаже Люсьены Овчинниковой немало «легких» ролей. Как, все-таки, широк
диапазон настоящих звезд!
Другие роли, сыгранные Люсьенной Овчинниковой в 70-е годы, это: Зоя Петровна
в детском фильме «Большое космическое путешествие», Тамара Павловна Калугина в
телесериале « Такая короткая долгая жизнь», доярка Ольга Пешева в популярном детективе
«И снова Анискин», Полина Сергеевна в молодежном фильме «Это мы не проходили».
80-е – 90-е годы
В 1983 году Люсьена Овчинникова ушла из театра литдрамы ВТО. Недолгое время
- с 1985 по 1986 год – она числилась актрисой Ашхабадского русского драматического
театра имени А.С. Пушкина.
В кино Овчинникова снималась уже гораздо реже. В 80-е годы можно отметить ее
роли в мелодраме «Валентин и Валентина» (проводница Рита), приключенческом фильме
«Приступить к ликвидации» (Климова), мелодраме «Женщины, которым повезло» (учительница
словесности Антонина Михайловна).
Последние годы жизни (с 1990 года) Люсьена Овчинникова работала в Московском
театре киноактера. Вместе с мужем она выступала в сборных концертах. В кино актриса
довольствовалась эпизодическими ролями: мать Миши-Толяна в комедии «Агенты КГБ
тоже влюбляются», администратор гостиницы в комедии «Менялы», дежурная на станции
метро в детективе «Убийство на Ждановской», продавщица в колбасном отделе в комедии
«Альфонс». Да и эти роли становились все реже и реже…
Ее сгубила зависть…
Близкие Люсьене Овчинниковой люди утверждают, что актрису сгубила зависть.
Люсьене завидовали всегда, завидовали ее славе, зрительской любви, ее неугасающему
оптимизму и жизнелюбию. Ей постоянно твердили, что она – посредственная актриса,
а Люсьена, будучи очень бесхитростной и доверчивой, соглашалась. И когда ее перестали
приглашать в кино, она смирилась с этим.
Ситуация осложнялась постоянными запоями мужа, который, по словам окружающих,
не раз поднимал на нее руку. Но Люсьена никогда никому не жаловалась. Она и сама
стала прикладываться к рюмке. Нашлись люди, которые стали усиленно это поощрять,
фактически ее спаивая… Некогда любимая миллионами актриса оказалась всеми забытой.
В очень короткий срок она из красивой, цветущей женщины превратилась в старуху,
сводящую концы с концами на крошечную пенсию, страдающую депрессией, неверием
в себя. В 1998 году скончался Валентин Козлов, Люсьена Овчинникова пережила его
недолго…
Был, правда, момент, когда Люсьене Ивановне предложили трагическую роль в антрепризном
спектакле. Актриса воспрянула духом. Она даже заявила, что, сыграв эту роль, может
спокойно умереть. Не успела…
На Рождество 1999 года Люсьена Овчинникова приехала к своей давней подруге
Тамаре Тур. Весь вечер они разговаривали о жизни, и Люсьена призналась ей, что
после смерти мужа ей и жить-то не хочется... Переночевав у подруги, Овчинникова
утром почувствовала себя плохо. Тут же вызвали скорую помощь, но прибывшие врачи
оказались бессильны – актриса скончалась. У нее оторвался тромб.
Похоронили Люсьену Овчинникову в колумбарии Введенского кладбища Москвы.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Мария Дмитриева, «Черная зависть людская губила Люсьену Овчинникову», http://sobesednik.ru
Федор Раззаков, «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели», стр.384-387