Народный артист РСФСР (1986)
Лауреат Государственной премии СССР (1977, за участие в фильме «Ирония судьбы,
или С легким паром!»)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за участие
в фильме «Служебный роман»)
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Лучший актёрский дуэт» (2004,
за работу в спектакле «Мещане»)
Детство. Юность
Андрей Мягков родился 8 июля 1938 года в Ленинграде, в семье профессора Политехнического
института. В школьные годы Андрей тяготел к техническим наукам, но в старших классах
увлекся театром, стал посещать драматический кружок, где играл главные роли в
спектаклях. Одной из любимых его ролей был Платон Кречет из одноименной пьесы
А. Корнейчука.
После окончания школы Андрей Мягков решил пойти по стопам отца и поступил в
Ленинградский химико-технологический институт. Получив диплом, юноша был распределен
на работу в институт пластических масс. И кто знает, возможно, он так и работал
бы там, если бы не случай…
В 1961 году в Ленинград в поисках талантливой молодежи приехали преподаватели
театрального училища им. Немировича-Данченко. Мягков решил попробовать свои силы.
Экзаменаторы, даже не дослушав обязательную басню в его исполнении, прервали:
«Не продолжайте, молодой человек. Вы приняты». Судьба Андрея Мягкова была решена…
Начало
Окончив
в 1965 году Школу-студию МХАТ, Андрей Мягков был принят в труппу театра «Современник».
Одной из первых его работ на этой сцене стала роль Дядюшки в спектакле «Дядюшкин
сон» по Ф.М. Достоевскому. Благодаря этой роли вскоре состоялся дебют актера и
на киноэкране, - режиссер Элем Климов, увидев «Дядюшкин сон», утвердил Мягкова
на главную роль Сергея Чеснокова в свою картину «Похождения зубного врача».
Серьезной проверкой для молодого актера стало приглашение на роль Алёши Карамазова
в картину знаменитого режиссера Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». Мягкову довелось
поработать на одной площадке с Михаилом Ульяновым, Кириллом Лавровым, Андреем
Абрикосовым, Анатолием Адоскиным и другими признанными мастерами отечественного
кино.
Несмотря на удачный дебют, Андрей Мягков оставался все же более театральным
актером. В «Современнике» он играл в спектаклях: «На дне» (Барон), «Обыкновенная
история», «Балалайкин и К» (Редедя) и др. По некоторым из них были поставлены
телеспектакли. Что же до кинематографа, то, известный ныне по своим комедийным
ролям, Мягков в те годы снимался лишь в драматических картинах. Снимался без особого
успеха, и большинство из его фильмов начала 70-х благополучно забыты зрителями…
Кинематографическую судьбу Мягкова мог изменить фильм «Большая перемена». В
1973 году актер пробовался на главную роль Нестора Петровича, но в результате
утвердили Михаила Кононова. Рассказывают, что Мягков тогда не особо расстроился,
поскольку уже был утвержден на роль молодого Ленина в картину «Надежда». Ну как
же, - престижный фильм, престижная роль! Время расставило все по своим местам:
«Надежду» сегодня вряд ли кто помнит, а «Большая перемена» стала хитом на многие
десятилетия, принеся актерам, снявшимся в ней всеобщую любовь.
Впрочем, вскоре слава пришла и к Мягкову. И какая слава!
Лукашин
Пьеса
«С легким паром!» была написана Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым еще в 1968
году. Ее с большим успехом поставили во многих провинциальных театрах, а вот в
столице она почему-то «не пошла». В 1974 году к Эльдару Рязанову пришла мысль
поставить по пьесе фильм. Смешная, трогательная и абсолютно аполитичная, она идеально
подходила для сценария. Однако в «Мосфильме» посчитали ее слишком простенькой.
Тогда Рязанов отправился с пьесой на Гостелерадио, и там эта идея пришлась ко
двору, - сказалось извечное соперничество между кино и телевидением.
На главную роль хирурга Жени Лукашина, по ошибке попавшего в Ленинград и нашедшего
там свою любовь, Эльдар Рязанов поначалу планировал Олега Даля. Но после первых
проб режиссер забраковал его кандидатуру. Лукашин Даля был юморной, хулиганистый,
резкий, а Эльдару Александровичу нужен был более мягкий герой. Отказался режиссер
и от кандидатуры Андрея Миронова. Несмотря на все актерское мастерство слова Лукашина
в исполнении Миронова о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, звучали
очень неубедительно. Не подошли на роль и Петр Вельяминов со Станиславом Любшиным…
Спасение пришло неожиданно. Ассистентка Эльдара Александровича Наталья Коренева
(супруга Алексея Коренева) предложила ему просмотреть Андрея Мягкова, с которым
давно дружила. Рязанов хорошо знал Мягкова как драматического актера и поэтому
к этому предложению отнесся скептически. Но стоило Мягкову появиться на съемочной
площадке, Рязанов сразу же понял – это и есть Лукашин!
Позже свой выбор режиссер обосновывал так: «Играть человека в несоображении,
оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным - задача архисложная.
А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при
этом хамить - нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать
зрительскую любовь, пожалуй, далеко не всякому по плечу».
Триумф
Съемки картины «Ирония судьбы, или С легким паром!» были завершены летом 1975
года, а его премьеру приурочили к новогодним праздникам. Фильм вполне мог и не
выйти на экраны, поскольку многие чиновники от телевидения посчитали, что в «Иронии
судьбы» пропагандируется пьянство и супружеская неверность. Картину спас Брежнев,
который был от нее в полном восторге, и 1 января 1976 года в 17-45 по московскому
времени состоялась ее премьера по центральному телевидению.
Успех был просто невероятным! Уже спустя несколько минут после завершения показа
на «Останкино» обрушился шквал восторженных звонков и телеграмм. Андрей Мягков
и Барбара Брыльска в один момент стали всеобщими любимцами. Редкий случай, - спустя
всего лишь месяц картину по многочисленным просьбам зрителей вновь продемонстрировали
по ЦТ. А в 1977 году картина единогласно была отмечена Государственной Премией
Советского Союза.
С тех пор фильм «Ирония судьбы» стал неотъемлемым атрибутом новогодних праздников.
Ежегодно 31 декабря зрители могут наслаждаться нетленной комедией Эльдара Рязанова
на одном (а то и нескольких) телеканалах. И хотя многие знают картину практически
наизусть, но не упускают случая посмотреть ее в очередной раз – ведь, по мнению
миллионов россиян без Мягкова и Новый Год – не Новый Год.
И только сам Андрей Мягков к фильму «Ирония судьбы» относится критически. «До
сих пор, куда бы мы ни приехали на гастроли, увидев меня, люди начинают толкать
друг друга локтями, смотри, мол, алкоголик приехал. Поначалу я просто не знал
куда деваться, потом постепенно привык, но до сих пор досадно, почему многие люди
увидели в моем герое только алкоголика, каковым он на самом деле вовсе и не является.
И баню с тех пор терпеть не могу», - рассказывает он.
Любимец Рязанова
Эльдар Рязанов всегда славился своей приверженностью снимать полюбившихся ему
актеров из фильма в фильм. Есть даже такое понятие – «рязановский актер». Одним
из таких стал и Андрей Мягков. Именно картины Рязанова сделали его всенародным
любимцем, и именно они изменили его амплуа. «Рязановские» персонажи Мягкова –
не супермены, а скорее рохли, мямли и неудачники. Но в критический момент в его
застенчивых героях вдруг просыпается и мужское обаяние, и юмор, и решительность,
что, в конечном итоге, помогает им выходить из таких ситуаций победителями. В
этом и есть секрет успеха Андрея Мягкова.
Начав
с «Иронии судьбы», Андрей Мягков продолжил развитие этого образа в комедии «Служебный роман» (1977), где сыграл роль Анатолия Ефремовича Новосельцева. Перед зрителями
предстал типичный, среднестатистический служащий, каких вокруг миллионы. Его обходят
по службе, на него не обращают внимания женщины, - классический пример неудачника.
И только неожиданная любовь мгновенно изменяет его, превращая в «рыцаря без страха
и упрека».
Следующим в галерее «рязановских» персонажей Мягкова стал научный сотрудник
Семен Александрович Хвостов, волей случая оставшийся без гаража (комедия «Гараж»,
1979 год). Простудившись, он теряет голос, в результате чего не может на собрании
защитить себя словесно. Тем не менее, он активно проявляет себя: ложится на стол,
сжигает протоколы, размахивает руками, пишет плакаты… Яркая, блестящая роль!
Совсем с другой стороны проявляется тема маленького человека в драме Эльдара
Рязанова «Жестокий романс». Пред нами вновь неудачник – мелкий служащий Юлий Капитонович
Карандышев, которого очень угнетает его положение. Это усугубляется его любовью
к главной героине. Только в отличие от того же «Служебного романа» любовь делает
Карандышева не возвышенным и благородным, а жалким и смешным. В этом и есть его
величайшая трагедия…
Другие роли
Много и разнообразно снимался Андрей Мягков в картинах других режиссеров. И
пусть эти работы не столь популярны, как «рязановские», но они также оставили
важный след в отечественном кинематографе. Это и полковник Алексей Васильевич
Турбин в драме Владимира Басова «Дни Турбинных» (1976), и детский кардиохирург
Юрий Андреевич в картине Тимура Золоева «Отпуск, который не состоялся» (1977),
и заведующий отделением Лев Сергеевич Нечаев в фильме Аиды Манасаровой «Утренний
обход» (1979), и директор школы Петр Семенович в школьной ленте Радомира Василевского
«4:0 в пользу Танечки» (1982). Всех этих персонажей отличает высокая нравственность,
порядочность, тактичность.
В несколько необычном для себя образе Андрей Мягков выступил в драме Михаила
Туманишвили «Полоса препятствий» (1984). Актер очень талантливо сыграл роль искусствоведа
Виктора Петровича Корабельникова, человека темного и нечистоплотного. Чего стоит
только его взгляд - настороженный, цепкий, бегающий, в котором прослеживается
страх разоблачения.
МХАТ
Параллельно с кинематографом развивалась и театральная карьера Андрея Мягкова.
В 1977 году он перешел в МХАТ имени М. Горького (с 1989 года театр был реорганизован
в МХТ имени А.П. Чехова). Театр раскрыл новые грани таланта Андрея Мягкова. На
сцене МХАТа он сыграл в таких спектаклях, как: «Утиная охота» (Зилов), «Перламутровая
Зинаида» (Аладьин), «Горе от ума» (Репетилов), «Борис Годунов» (Михаил), «Привидения»
(Пастор Мандерс), «Мишин юбилей» (Валерий). Но особый успех Мягкову принесли чеховские
постановки: Треплев в знаменитой «Чайке», Войницкий в «Дяде Ване», Кулыгин в «Трех
сестрах».
В конце 80-х – начале 90-х годов Мягков отошел от кинематографа, отдавая предпочтение
театру, где помимо актерской деятельности занялся и режиссерством. В 1989 году
на Малой сцене МХАТа им был поставлен спектакль «Спокойной ночи, мама» по пьесе
М. Норманна. Работу в театре Андрей Васильевич успешно совмещает с преподавательской
деятельностью в Школе-студии МХАТ.
Новый век
В последние годы Андрей Васильевич по-прежнему редко снимается в кино. Современные
боевики и сериалы ему неинтересны. Он продолжает работать в МХТ, где занят в спектаклях:
«Мещане» (Бессеменов) и «Белый кролик» (Элвуд). За работу в «Мещанах» актер вместе
с Аллой Покровской был удостоен в 2004 году театральной премии «Чайка» в номинации
«Лучший актёрский дуэт». Как режиссер, Андрей Васильевич поставил спектакли: «Ретро»
по пьесе А. Галина и «Осенний чарльстон» Айвона Менчелла.
«Ирония судьбы. Продолжение»
Несмотря
на критическое отношение к «Иронии судьбы», Андрей Мягков не раз задумывался над
его продолжением. В свое время он даже написал синопсис к этому фильму и предложил
его Эльдару Рязанову. Но Рязанову идея не понравилось, он сказал: «Нет, Андрей,
я два раза в одну и ту же реку входить не буду». Тогда Мягков обратился с этим
предложением к Константину Эрнсту, и тот сразу же заинтересовался…
Однако в результате работы сценарий претерпел множество изменений, по мнению
Андрея Васильевича – не в лучшую сторону. Он утверждает: «Осталась только идея:
сделать историю о детях тех персонажей, которые были в рязановском фильме. Так
что никакого отношения к окончательному сценарию я не имею». В съемках картины
Тимура Бекмамбетова «Ирония судьбы. Продолжение» Мягков все же принял участие,
но считает, что этот фильм было бы правильным назвать иначе - «Ирония судьбы.
Другой фильм».
Личная жизнь
С актрисой Анастасией Вознесенской Андрей Мягков познакомился еще в студенческие
годы. В 1964 году они поженились и с тех пор не расстаются. Вместе в 1965 году
они поступили в театр «Современник», вместе в 1977 году ушли из него в МХАТ, и
до сих пор вместе играют в спектаклях. По отзывам коллег, их чувства с годами
совсем не угасли, и их супружеская пара считается образцовой.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Ф. Раззаков, «Наше любимое кино. О любви», Алгоритм.2007;
Андрей Мягков на сайте http://www.mxat.ru;
Анастасия Плешакова, «Андрей Мягков: «Я бы запретил показывать «Иронию судьбы...»
в течение 40 лет», «Комсомольская правда»,08.07.2008 ;
Татьяна Огнева, «Андрей Мягков: «Играть у Мягкова я бы не смог», «Собеседник»,
http://www.sobesednik.ru;
Ф. Раззаков, «Наше любимое кино. Интриги за кадром», Алгоритм.2004;
«Андрей Мягков не любит «Иронию Судьбы», 08.07.2007, РИА «Новости»;
Ольга Егошина, «Застенчивый герой», «Новые Известия», 08.07.2008;
Ирина Корнеева, «С легким паром! Сегодня Андрею Мягкову – 70», «Российская газета»
№4701 от 08.07.2008