Народный артист СССР (1979)
Дважды лауреат Государственной премии Грузинской ССР (1977 - за театральную работу,
1981 - за роль Даты Туташхиа в фильме «Берега»)
Лауреат Приза за лучшую главную мужскую роль на МКФ в Токио, Япония (1992, за
фильм «Изыди»
Лауреат Приза на МКФ «Созвездие» (1992, за фильм «Изыди»)
Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Лучшая драматическая роль» (2001,
за роль в спектакле «Антигона»)
Лауреат премии «Кумир» (2001, за роль в спектакле «Антигона»)
Театр
Отар Мегвинетухуцеси родился 16 января 1932 года в Грузии. В 1954 году он окончил
Театральный институт имени Ш. Руставели, где обучался у педагогов Д. Алексидзе,
А. Васадзе и А. Хорава, после чего был принят в труппу Театра имени К. Марджанишвили.
Спустя год он сыграл свою первую большую роль – Чонту в спектакле «Изгнанник»
В. Пшавелы.
В 1967 году Отар Мегвинетухуцеси перешел в Драматический театр города Рустави.
Там он проработал до 1975 года, а затем вновь вернулся в Театр имени К. Марджанишвили.
За три десятка лет работы на сцене Театра имени К. Марджанишвили Отар Мегвинетухуцеси
сыграл множество самых разных ролей. Среди них: Сатин («На дне» М.Горького), Бенедикт
(«Много шума из ничего» А.Островского), Сирано («Сирано де Бержерак»), Дон Кихот
(«Человек из Ламанчи»), Пиросмани («Здравствуйте все»), Лир («Король Лир) и многие
другие. В 1996 году Отар Вахтангович стал Художественным руководителем этого театра.
Кино
Впервые на экране Отар Мегвинетухуцеси появился в 1958 году в роли Джамбулата,
княжеского сына, в исторической драме Семена Долидзе «Фатима». В последующие два
десятка лет актер в кино снимался редко. Все эти годы главным для него оставался
театр.
Неожиданный всплеск популярности Отару Мегвинетухуцеси принес телевизионный
сериал «Берега», вышедший на экраны страны в конце 70-х. Актер сыграл в нем благородного
разбойника Дату Туташхиа. Его герой пытается делать добро, но убеждается в том,
что оно не дает добрых всходов. Разочаровавшись в людях, Туташхия начинает борьбу
со злом, но не может искоренить и его. В конце концов, растеряв близких и друзей,
он принимает смерть от руки собственного сына…
В 1981 году Отар Мегвинетухуцеси за эту работу был удостоен Государственной
премии Грузинской ССР. Но даже это признание не изменило его положение в кинематографе.
Актер продолжал уделять основное время любимому театру. В кино же он снимался
мало и, как правило, на студии «Грузия-фильм». Среди его работ в 80-е годы – роли
в картинах: «Здравствуйте все», «Брат», «Клятвенная запись», «Арена неистовых»,
«Хареба и Гоги» и др.
В 1991 году молодой и почти ни кому не знакомый режиссер Дмитрий Астрахан решил
обратиться к модной в то время еврейской теме, избрав за основу своего фильма
«Изыди!» произведения Шолом-Алейхема, Бабеля и Куприна. На главную роль еврея
Моти Рабиновича он пригласил чернобрового красавца Отара Мегвинетухуцеси, что
стало для многих неожиданностью.
Фильм имел огромный успех, собрав множество призов на различных кинофестивалях.
Не осталась без внимания и блестящая работа грузинского актера Отара Мегвинетухуцеси.
В 1991 году он был удостоен приза за лучшую главную мужскую роль на Международном
кинофестивале в Токио, а год спустя - приза на МКФ «Созвездие».
Среди других работ актера в 90-е годы: главная роль в телесериале «Будулай,
которого не ждут», а также роли в триллере «Катька и Шиз» и драме «Дорогая М».
В российском театре
В 2001 году прославленный актер был приглашен в Московский Художественный театр
для исполнения роли Царя Креона в спектакле «Антигона». Это роль стала для него
первой в русском театре и на русском языке. Дебют оказался ошеломляющим. Работа
Отара Мегвинетухуцеси была отмечена театральными премиями «Чайка» и «Кумир». Кроме
того, актер удостоился множества лестных отзывов в прессе. Вот некоторые из них:
«Комсомольская правда»: «Креона во МХАТе играет дивный грузинский актер Отар
Мегвинетухуцеси. Описать скудными словами то, что он делает на сцене, просто нет
возможности - каждый взгляд, каждая фраза его настолько настоящие, что сердце
сжимается».
«Время МН» «Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси - редкий сценический
союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще
на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою
партию, но и помогает другим играть. Отар Мегвинетухуцеси не играет. Он живет
Креоном, и в этой жизни нет места суете и античной статике. При внешнем аскетизме
движений - такой вулкан внутри! Гигантский человек, он обращается с Антигоной
как с несмышленым детенышем, пытается втолковать, каким та владеет бесценным сокровищем
- жизнью…»