Николай Лебедев – коренной москвич. Он родился в самом центре Москвы, напротив
его дома располагался кинотеатр «Унион». Родители Николая были театральными работниками.
Мама с самого основания Театра Моссовета работала там кассиром. Поскольку Колю
оставлять одного дома было нельзя, она часто брала его с собой. В театре мальчик
и проводил все свое основное время.
Из-за большой загруженности родители не могли уделять сыну много внимания,
в результате в девятом классе Николая выгнали из школы за прогулы. Не долго думая,
он тут же поступил в театральную студию (где преподавали знаменитые Хмелев и Эфрос)
и параллельно стал учиться на курсах, чтобы получить образование 10 классов.
В начале 1940 года, после окончания учебы в студии, Николай Лебедев поступил
в молодежную труппу МТЮЗ. Оттуда его и забрали в армию...
Великая отечественная
В армию Николая Лебедева забрали перед самой войной, в апреле 1941-го года.
Служил он в городе Проскурове. После начала войны его часть привели в боевой порядок
и направили на фронт. Оружия катастрофически не хватало, и пулеметчику Лебедеву
первоначально выдали лишь пистолет. Через неделю он получил винтовку, и только
после первого боя ему пришлось заменить убитого пулеметчика.
Под Уманью, во время тяжелейшего боя, Николай получил контузию, а затем, вместе
с другими ранеными попал в плен к немцам. Вскоре представился случай совершить
побег. Переодевшись в деревне в штатское, Николай пытался добраться до своих.
Прошел всю Украину, Орловскую область, несколько раз его задерживали немцы, но
каждый раз Николай совершал очередной побег.
В последний раз его поймали уже при переходе линии фронта. Николая направили
в концлагерь Ламсдорф, потом в Освенцен, потом еще в какой-то концлагерь... Бежать
он уже не пытался. Он вспоминает: «Там я уже понял, что бежать не стоит, потому
что наши уже начали наступать. Я подумал, что если и убегу, то документов у меня
никаких, приду к своим и что? Я знал, что те, кто в Финляндии были в плену, 25
лет получили. Думаю, лучше уж пускай меня так судят».
Николаю повезло. Их лагерь освободили не американцы, а советская армия. Иначе
он бы точно попал теперь уже в наш лагерь. Впрочем, и освобождение советскими
войсками ничего не гарантировало. Николая Лебедева, как и других военнопленных,
тщательно допрашивали сотрудники госбезопасности. Он рассказал все до мельчайших
подробностей, и был отпущен.
Театр
Первоначально Николай вернулся в МТЮЗ, где работал еще до войны. Однако уже
вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ, где ему довелось учиться у очень хороших
педагогов: Станицына, Блинникова, Кедрова. Лебедев оказался способным учеником,
и его бы обязательно приняли во МХАТ, если бы не факт пребывания в плену. В то
время бывших военнопленных старались сторониться. Нет, врагами народа они официально
не считались, но были где-то около этого.
Не побоялся взять Лебедева в свою труппу Юрий Александрович Завадский, главный
режиссер Театра им. Моссовета. Здесь Николай Сергеевич и проработал более 50 лет.
Долгое время он оставался в тени - на главных ролях в труппе были Вера
Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и др. В этот период известность
актеру принес кинематограф.
Кино. Первая половина 60-х
В конце 50-х Николай Лебедев, как и многие молодые актеры, начал захаживать
на «Мосфильм» в надежде получить хотя бы небольшую роль. Дебют мог состояться
в 1959 году, когда его пригласили на одну из ведущих ролей в романтическую драму
Михаила Колатозова «Неотправленное письмо». Лебедев уже почти прошел, но в последний
момент режиссер предпочел ему Евгения Урбанского, который к тому времени успел
приобрести известность благодаря роли в картине «Коммунист».
Вслед за этим последовало приглашение на главную роль в советско-французскую
героическую драму «Нормандия-Неман», рассказывающую о славной французской эскадрилье,
сражавшейся в годы Второй мировой войны в российском небе. Николай Сергеевич вспоминал:
«Пробы делала потрясающая женщина, жена Хейфица Софья Мильман. Она со мной работала
прямо таки по школе Станиславского. Позже я ей признался, что вы моя крестная
мать в кино».
Что ж, старт был дан. Николая Лебедева стали много приглашать, причем зачастую
на главные роли. Сразу же за «Нормандией-Неман» он снялся в киноповести Самсона
Самсонова «Ровесник века». Николай Лебедев сыграл талантливого инженера-изобретателя
Ивана Ермакова, директора автозавода, бывшего рабочего и участника гражданской
войны. Как и во многих фильмах того времени в «Ровеснике века» было много политики,
трибунные отношения между героями.
Совершенно другая работа ждала актера в другой картине – мелодраме Татьяны
Лиозновой «Евдокия». Картина раскрывала непростые взаимоотношения между главными
героями. Евдокию сыграла выдающаяся актриса Людмила Хитяева (в этой роли она открылась
по-новому), а Лебедеву досталась главная мужская роль – Евдоким. Кстати, вместе
с Николаем на эту роль пробовался талантливый актер Виктор Авдюшко, но Лебедев
оказался убедительнее.
Николай Сергеевич рассказывал: «Перед съемками актриса Барабанова мне сказала:
Вы всё в «Ровеснике века» сыграли. Теперь сыграйте то, что уже за спиной Ровесника.
Вот это она подсказала очень точно!» В результате, картина имела большой зрительский
успех, заняв в прокате 9-е место (34,4 млн. зрителей).
Кино. 70-е – 80-е годы
Новый этап в кинокарьере актера наступил в начале 70-х. После долгого перерыва
его вновь стали много приглашать, правда, теперь уже чаще на роли второго плана.
Среди редких главных ролей – работа в дилогии Суламифи Цибульник «Инспектор уголовного
розыска» и «Будни уголовного розыска».
Скажем откровенно, далеко не все фильмы с участием Николая Лебедева были шедеврами.
Нередко актеру приходилось сниматься в традиционных пропагандистских фильмах («Крутое
поле», «Обретешь в бою» и др.). Наверное, этому несколько способствовал имидж
актера.
В 80-е годы Николай Сергеевич снимался гораздо реже и, как правило, в небольших
ролях. Так, например, в мелодраме «Отпуск за свой счет» он сыграл зам.министра
Орлова, у которого главная героиня выхлопотала свой отпуск.
Сегодня
В последние годы Николай Сергеевич в кино не снимается. Он по-прежнему работает
в Театре им. Моссовета. Среди его последних ролей: Фон Дуст в спектакле «Белая
гвардия», Врач – «Король Лир», Гибнер – «Ревизор», Пул – «Странная история доктора
Джекила и мистера Хайда», Гаврила – «Фома Опискин».
Супруга Николая Сергеевича - Анна Георгиевна Касенкина – тоже актриса. В настоящее
время она на пенсии. В свое время она много играла в театре им. Моссовета (Нину
Заречную в «Чайке», Нину в «Маскараде», Дездемону в «Отелло» и др.)
Igor BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002;
Алексей Тремасов, «Превратности судьбы», сайт: «Характерные актёры российского
кино» http://actors.km.ru;
Сайт Театра им. Моссовета http://www.mossoveta.ru