Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Лебедев Николай_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1960 Анафема
1960 Нормандия - Неман
1960 Ровесник века
1961 День, когда исполняется тридцать лет
1961 Евдокия
1962 В мертвой петле
1963 Синяя тетрадь
1963 Тишина
1964 Валера
1967 Дай лапу, друг
1970 Драма на охоте
1970 Умеете ли вы жить
1971 Инспектор уголовного розыска
1971 Человек в проходном дворе
1973 Будни уголовного розыска
1973 Старая крепость
1974 Выбор цели
1973-1974 Высокое звание
1974 Земные и небесные приключения
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Обретешь в бою
1976 Стажер
1978 Путь к Софии
1979 Крутое поле
1981 Отпуск за свой счет
1985 Мы обвиняем
1987 Живой труп
1988 Цитата
1989 Бродячий автобус
1993 Антифауст
1998 Без названия
1999 Фома Опискин

ЛЕБЕДЕВ
Николай Сергеевич

Заслуженный артист РФ

Детство и юность

Николай Лебедев – коренной москвич. Он родился в самом центре Москвы, напротив его дома располагался кинотеатр «Унион». Родители Николая были театральными работниками. Мама с самого основания Театра Моссовета работала там кассиром. Поскольку Колю оставлять одного дома было нельзя, она часто брала его с собой. В театре мальчик и проводил все свое основное время.

Из-за большой загруженности родители не могли уделять сыну много внимания, в результате в девятом классе Николая выгнали из школы за прогулы. Не долго думая, он тут же поступил в театральную студию (где преподавали знаменитые Хмелев и Эфрос) и параллельно стал учиться на курсах, чтобы получить образование 10 классов.

В начале 1940 года, после окончания учебы в студии, Николай Лебедев поступил в молодежную труппу МТЮЗ. Оттуда его и забрали в армию...

Великая отечественная

В армию Николая Лебедева забрали перед самой войной, в апреле 1941-го года. Служил он в городе Проскурове. После начала войны его часть привели в боевой порядок и направили на фронт. Оружия катастрофически не хватало, и пулеметчику Лебедеву первоначально выдали лишь пистолет. Через неделю он получил винтовку, и только после первого боя ему пришлось заменить убитого пулеметчика.

Под Уманью, во время тяжелейшего боя, Николай получил контузию, а затем, вместе с другими ранеными попал в плен к немцам. Вскоре представился случай совершить побег. Переодевшись в деревне в штатское, Николай пытался добраться до своих. Прошел всю Украину, Орловскую область, несколько раз его задерживали немцы, но каждый раз Николай совершал очередной побег.

В последний раз его поймали уже при переходе линии фронта. Николая направили в концлагерь Ламсдорф, потом в Освенцен, потом еще в какой-то концлагерь... Бежать он уже не пытался. Он вспоминает: «Там я уже понял, что бежать не стоит, потому что наши уже начали наступать. Я подумал, что если и убегу, то документов у меня никаких, приду к своим и что? Я знал, что те, кто в Финляндии были в плену, 25 лет получили. Думаю, лучше уж пускай меня так судят».

Николаю повезло. Их лагерь освободили не американцы, а советская армия. Иначе он бы точно попал теперь уже в наш лагерь. Впрочем, и освобождение советскими войсками ничего не гарантировало. Николая Лебедева, как и других военнопленных, тщательно допрашивали сотрудники госбезопасности. Он рассказал все до мельчайших подробностей, и был отпущен.

Театр

Первоначально Николай вернулся в МТЮЗ, где работал еще до войны. Однако уже вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ, где ему довелось учиться у очень хороших педагогов: Станицына, Блинникова, Кедрова. Лебедев оказался способным учеником, и его бы обязательно приняли во МХАТ, если бы не факт пребывания в плену. В то время бывших военнопленных старались сторониться. Нет, врагами народа они официально не считались, но были где-то около этого.

Не побоялся взять Лебедева в свою труппу Юрий Александрович Завадский, главный режиссер Театра им. Моссовета. Здесь Николай Сергеевич и проработал более 50 лет. Долгое время он оставался в тени - на главных ролях в труппе были Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов и др. В этот период известность актеру принес кинематограф.

Кино. Первая половина 60-х

В конце 50-х Николай Лебедев, как и многие молодые актеры, начал захаживать на «Мосфильм» в надежде получить хотя бы небольшую роль. Дебют мог состояться в 1959 году, когда его пригласили на одну из ведущих ролей в романтическую драму Михаила Колатозова «Неотправленное письмо». Лебедев уже почти прошел, но в последний момент режиссер предпочел ему Евгения Урбанского, который к тому времени успел приобрести известность благодаря роли в картине «Коммунист».

Вслед за этим последовало приглашение на главную роль в советско-французскую героическую драму «Нормандия-Неман», рассказывающую о славной французской эскадрилье, сражавшейся в годы Второй мировой войны в российском небе. Николай Сергеевич вспоминал: «Пробы делала потрясающая женщина, жена Хейфица Софья Мильман. Она со мной работала прямо таки по школе Станиславского. Позже я ей признался, что вы моя крестная мать в кино».

Что ж, старт был дан. Николая Лебедева стали много приглашать, причем зачастую на главные роли. Сразу же за «Нормандией-Неман» он снялся в киноповести Самсона Самсонова «Ровесник века». Николай Лебедев сыграл талантливого инженера-изобретателя Ивана Ермакова, директора автозавода, бывшего рабочего и участника гражданской войны. Как и во многих фильмах того времени в «Ровеснике века» было много политики, трибунные отношения между героями.

Совершенно другая работа ждала актера в другой картине – мелодраме Татьяны Лиозновой «Евдокия». Картина раскрывала непростые взаимоотношения между главными героями. Евдокию сыграла выдающаяся актриса Людмила Хитяева (в этой роли она открылась по-новому), а Лебедеву досталась главная мужская роль – Евдоким. Кстати, вместе с Николаем на эту роль пробовался талантливый актер Виктор Авдюшко, но Лебедев оказался убедительнее.

Николай Сергеевич рассказывал: «Перед съемками актриса Барабанова мне сказала: Вы всё в «Ровеснике века» сыграли. Теперь сыграйте то, что уже за спиной Ровесника. Вот это она подсказала очень точно!» В результате, картина имела большой зрительский успех, заняв в прокате 9-е место (34,4 млн. зрителей).

Кино. 70-е – 80-е годы

Новый этап в кинокарьере актера наступил в начале 70-х. После долгого перерыва его вновь стали много приглашать, правда, теперь уже чаще на роли второго плана. Среди редких главных ролей – работа в дилогии Суламифи Цибульник «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска».

Скажем откровенно, далеко не все фильмы с участием Николая Лебедева были шедеврами. Нередко актеру приходилось сниматься в традиционных пропагандистских фильмах («Крутое поле», «Обретешь в бою» и др.). Наверное, этому несколько способствовал имидж актера.

В 80-е годы Николай Сергеевич снимался гораздо реже и, как правило, в небольших ролях. Так, например, в мелодраме «Отпуск за свой счет» он сыграл зам.министра Орлова, у которого главная героиня выхлопотала свой отпуск.

Сегодня

В последние годы Николай Сергеевич в кино не снимается. Он по-прежнему работает в Театре им. Моссовета. Среди его последних ролей: Фон Дуст в спектакле «Белая гвардия», Врач – «Король Лир», Гибнер – «Ревизор», Пул – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Гаврила – «Фома Опискин».

Супруга Николая Сергеевича - Анна Георгиевна Касенкина – тоже актриса. В настоящее время она на пенсии. В свое время она много играла в театре им. Моссовета (Нину Заречную в «Чайке», Нину в «Маскараде», Дездемону в «Отелло» и др.)

Igor BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия 2002;
Алексей Тремасов, «Превратности судьбы», сайт: «Характерные актёры российского кино» http://actors.km.ru;
Сайт Театра им. Моссовета http://www.mossoveta.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.