Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Гриценко Николай_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Николая Гриценко

Фильмография:

1942 Машенька
1946 Старинный водевиль
1950 Кавалер Золотой звезды
1953 Вихри враждебные («Феликс Дзержинский»)
1953 Крыса на подносе
1953 Судьба Марины
1954 Большая семья
1954 Шведская спичка
1955 Дорога
1957 Сестры
1958 Восемнадцатый год
1959 Хмурое утро
1961 Барьер неизвестности
1961 Вольный ветер
1963 Понедельник - день тяжелый
1963 Русский лес
1964 Мать и мачеха
1965 Человек без паспорта
1966 Два года над пропастью
1967 Анна Каренина
1967 Места тут тихие
1968 Журавушка
1969 Адъютант его превосходительства
1969 Семейное счастье
1969 Развязка
1970 Счастье Анны
1971 На всякого мудреца довольно простоты
1971 Принцесса Турандот
1973 Докер
1973 Земля Санникова
1973 Семнадцать мгновений весны
1973 Таланты и поклонники
1973 Человек в штатском
1973 Черный принц
1976 В горах мое сердце
1976 Два капитана
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1976 Мартин Иден
1976 Преступление («Нетерпимость», фильм первый)
1976 Преступление («Обман», фильм второй)
1976 Стажер
1977 Враги
1978 Мятежная баррикада
1978 Отецъ Сергiй
1978 Ссыльный N 011

ГРИЦЕНКО
Николай Олимпиевич

24.07.1912, станция Ясиноватая, Донбасская область, Украина – 08.12.1979, Москва

Народный артист СССР (1964)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме «Кавалер Золотой Звезды»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (за театральную работу)

Учеба

Николай Гриценко родился на Украине в Донбасской области. Окончив в 1931 году Днепропетровский транспортный политтехникум, работал техником-десятником на станции Мушкетово, техником-смотрителем зданий на станции Ясиноватая. Затем Николай перебрался в Макеевку, где устроился конструктором на металлургический завод «Сталь». Там же юноша сделал свои первые шаги в искусство, поступив на театральный факультет рабфака.

Окончив в 1934 году рабфак, Николай Гриценко решил продолжить свое обучение. Год он отучился в Киевском драматическом техникуме при Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, после чего приехал в Москву.

В 1935 году он поступил в училище при МХТ-II, спустя год перешел в театральную школу при ЦТКА, наконец, в Театральное училище им. Б. В. Щукина. Все эти годы творческое становление Гриценко-актера происходило в наблюдении за работой А.Бучмы, В.Качалова, Н.Хмелева, Б.Щукина. В студии он сыграл скрипача Халявкина в инсценировке рассказа А.П.Чехова «Жилец» - этот «номер» актер впоследствии всегда играл в концертах на эстраде.

Театр

Сразу после училища в 1940 году Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, и вахтанговским артистом он остался до конца жизни.

Одна из ранних больших работ Гриценко – роль Степана в комедии А.Корнейчука «Приезжайте в Звонковое» – была окрашена мягким, добродушным юмором, броским комедийным эффектом отличалась роль шахтера Гаврилы в спектакле «Макар Дубрава» А.Корнейчука. В манере комедийного преувеличения, гротеска, с элементами буффонады сыграл Молокова в постановке «На золотом дне» Д.Н.Мамина-Сибиряка (1955), создал романтический образ народного героя Олеко Дундича в одноименном спектакле (1955), в приглушенных, лирических тонах, отрешенным от мирской суеты представил героя Ф.М.Достоевского князя Мышкина в «Идиоте» (1958) и др.

Актера широкого диапазона, редкого дара внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой, щедрой фантазии, Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актеры-коллеги приходили смотреть, «как работает» Николай Гриценко, восхищаясь его «неожиданностью» на каждом спектакле. Его называли «театром в театре».

Среди множества ролей, сыгранных Гриценко в 1960-е годы, внимание театральной Москвы вызвали Дон Гуан («Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, 1961), Федор Протасов («Живой труп» Л.Н.Толстого, 1962), Магара («Виринея» Л.Н.Сейфуллиной, 1967), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского, 1969), Тарталья («Принцесса Турандот» К.Гоцци).

Много и успешно игравший Гриценко не был обделен ролями. Его называли актером москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором («Человек с ружьем» Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в «начальника» («Женщина за зеленой дверью» Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой.

Кино

Свою первую роль в кино Николай Гриценко сыграл в 1942 году в мелодраме Юлия Райзмана «Машенька» - одной из проникновеннейших, нежнейших картин не только в советском, но и в мировом кино.

Гриценко много снимался. Режиссеры высоко ценили его мастерство и с удовольствием приглашали в свои картины. Его роли так же, как в театре, были отмечены фантазией, изобретательностью; преувеличения, гротеск, контрасты украшали его работы. Роли были не похожие одна на другую, но всегда были решены с той тщательностью отделки, которая свойственна крупным мастерам. Сила таланта - в способности меняться и бесконечно искать. Поэтому закономерны, а не случайны в его творчестве столь отличающиеся друг от друга герои. В самом деле, трудно найти общие черты как в его театральных, так и в кинематографических персонажах, кроме, пожалуй, одной: всем им он отдавал без остатка свою эмоциональную энергию.

Начав с комедийных, Николай Гриценко пришел к подлинно драматическим ролям: Александр Каренин («Анна Каренина» по одноименному роману Л.Н.Толстого), Вадим Рощин (трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» по роману А.Н.Толстого «Хождение по мукам»), немецкий генерал в фильме «Семнадцать мгновений весны», Сперанский в приключенческом фильме «Адъютант его превосходительства». Многие поколения детей помнят его, как Николая Антоновича в экранизации знаменитого романа «Два капитана».

Николай Гриценко последние годы тяжело болел, много пил, страдал потерей памяти. На съёмках сериала "Семнадцать мгновений весны" текст его роли был развешан по всему купэ - снимали сцену беседы в поезде Штирлица с немецким генералом. Гриценко читал свои слова и при этом демонстрировал высоты актёрского мастерства. Этот эпизод - один из лучших в фильме.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Гриценко, Николай Олимпиевич http://www.krugosvet.ru;
Николай Гриценко actors.km.ru;
фото http://actors.khv.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.