1912 1812 год
1913 Ключи счастья
1914 Энвер-паша - предатель Турции
1914 Дни нашей жизни
1915 Приваловские миллионы
1915 Крик жизни
1915 Война и мир
1916 Власть земли
1917 К народной власти
1923 Хозяин черных скал
1924 Слесарь и канцлер
1930 Счастливый Кент
1930 По ту сторону
1930 Наши девушки
1930 Мертвая душа
1930 Города и годы
1931 Снайпер
1931 Секрет - короткометражный
1931 Кровь земли
1931 Их пути разошлись
1932 Утирайте слезы
1932 Тайна Кара-Тау
1932 Слава мира
1932 Сердце Соломона
1932 Двадцать шесть комиссаров
1932 Встречный
1932 Блестящая карьера
1933 Иудушка Головлёв
1933 Анненковщина
1934 Чудо
1934 Песнь о счастьи
1934 Мечтатели
1934 Крестьяне
1935 Новая родина
1935 Кондуит
1935 Интриган
1935 Дубровский
1935 Гибель сенсации
1936 Я люблю
1936 Концерт Бетховена
1937 Юность поэта
1937 Соловей
1937 Пугачев
1937-1938 Пётр Первый
1938 Год девятнадцатый
1938 Враги
1939 Человек в футляре
1939 Степан Разин
1939 Случай на полустанке
1940 Разгром Юденича
1940 Приятели
1941 Антон Иванович сердится
1941 Парень из тайги
1941 Боевой киносборник №2
1944 Морской батальон
1946 Солистка балета
1950 Секретная миссия
1950 Огни Баку
Режиссёр, сценарист:
1913 Ключи счастья - режиссёр
1914 Анна Каренина – режиссёр, сценарист
1914 Ужасы Калиша – сценарист
1914 Подвиг казака Кузьмы Крючкова – сценарист
1914 Привидения – режиссёр, сценарист
1914 Под пулями немецких варваров – режиссёр, сценарист
1914 Маска смерти – режиссёр, сценарист
1914 Крейцерова соната – режиссёр, сценарист
1914 Энвер-паша - предатель Турции – режиссёр, сценарист
1914 Дни нашей жизни – режиссёр
1914 Дворянское гнездо - режиссёр
1914 Вавочка – режиссёр, сценарист
1915 Приваловские миллионы – режиссёр, сценарист
1915 Петербургские трущобы – режиссёр, сценарист
1915 Накануне – режиссёр
1915 Много ли человеку земли нужно? – режиссёр, сценарист
1915 Маскарад чувств – режиссёр, сценарист
1915 Крик жизни – режиссёр, сценарист
1915 Дикарка – режиссёр, сценарист
1915 Гранатовый браслет – режиссёр
1915 Война и мир – режиссёр, сценарист
1915 Бранд – режиссёр
1915 Без пуговиц – режиссёр
1916 Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок – режиссёр
1916 Слава сильным... Гибель слабым... – режиссёр
1916 Пиковое положение – режиссёр
1916 Мысль – режиссёр, сценарист
1916 Лунный свет – режиссёр
1916 Изобретательность любви – режиссёр
1916 Дочь улицы – режиссёр
1916 Доктор-ловелас – режиссёр
1916 Двадцать два несчастья – режиссёр
1916 В сетях сирен – режиссёр
1916 Власть земли – режиссёр
1916 Великая страсть – режиссёр
1916 Богема – режиссёр
1916 Белый негр – режиссёр
1916 Барышня-крестьянка – режиссёр, сценарист
1917 Роковое – режиссёр, сценарист
1917 Наше сердце – режиссёр
1917 Милый друг – режиссёр
1917 Любовь монаха – режиссёр, сценарист
1917 Дети сатаны – режиссёр
1918 Ток любви - режиссёр
1919 Железная пята – режиссёр, сценарист
1919 Девяносто шесть - режиссёр
1921 Серп и молот – режиссёр
1921 Голод... голод... голод - короткометражный – режиссёр, сценарист
1922 Призрак бродит по Европе – режиссёр
1922 Великий Октябрь – режиссёр
1923 Хмель - режиссёр – режиссёр
1923 Последняя ставка
мистера Энниока - режиссёр
1923 Помещик – режиссёр, сценарист
1923 В дни Парижской коммуны – режиссёр
1924 Четыре и пять - режиссёр
1924 Слесарь и канцлер – режиссёр, сценарист
1924 Остап Бандура - режиссёр
1924 Особняк Голубиных - режиссёр
1925 Медвежья свадьба - режиссёр
1925 Крест и маузер - режиссёр
1925 Золотой запас - режиссёр
1926 Карьера Спирьки Шпандыря - режиссёр, сценарист
1927 Поэт и царь - режиссёр,
сценарист
1927 Кастусь Калиновский - режиссёр, сценарист
1928 Четыреста миллионов - режиссёр, сценарист
1929 Песня весны - режиссёр, сценарист
ГАРДИН
(Благонравов) Владимир Ростиславович
18.01.1877, Москва (по другим данным - Тверь) – 29.05.1965, Ленинград
Народный артист РСФСР (1935)
Народный артист СССР (1947)
Кавалер Ордена «Знак Почёта» (1939, за роли в фильмах «Иудушка Головлёв» и «Враги»)
Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени (1950)
Награждён медалями: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной
войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «В память 250-летия Ленинграда»
Дореволюционная театральная карьера
Владимир Гардин родился 18 января 1877 года в семье офицера. Его точное место
рождения неизвестно. По одним данным он появился на свет в Москве, по другим -
в Твери. В 1894 году Владимир окончил Второй Московский кадетский корпус и Рижский
политехникум (ныне Рижский технический университет). Затем он учился в Киевском
военном училище, а после его окончания в 1896-1897 годах проходил военную службу.
Уволившись в запас, Владимир Гардин устроился работать младшим контролёром
в Акцизном ведомстве, но вскоре молодого человека увлёк театр. Свой путь на сцене
он начал в 1898 году, будучи принят в труппу антрепренёра Е. Славянского. В последующие
годы его помотало по стране – Владимир Гардин выступал в любительских театрах
Риги, Екатеринбурга, Перми, Одессы, Бендер, Юзовки, Кишинёва, Екатеринослава,
сотрудничал с антрепризами В. Никонова в Гродно, Ефимова в Царицыне, В. Форкатти
в Таганроге. Дольше всего - с 1902 по 1904 год – актёр задержался в Тифлисе. Именно
там, в 1904 году, он сумел заключить договор с гастролирующим Санкт-Петербургским
драматическим театром В. Ф. Комиссаржевской, после чего вместе с труппой направился
в город на Неве.
В Драмтеатре Комиссаржевской Владимир Гардин прослужил два года. Самыми яркими
его работами в этот период стали: Крогстад в спектакле «Кукольный дом» по пьесе
Генрика Ибсена, Шалимов в спектакле «Дачники» по пьесе Максима Горького, Дулебов
в спектакле «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. В 1906 году
из за разногласий с руководителем театра Всеволодом Мейерхольдом Владимир Гардин
покинул труппу.
Короткое время Владимир Гардин сотрудничал с Ново-Василеостровским театром
под руководством Н. А. Попова, где в 1907 году сыграл роль Цыганова в спектакле
«Варвары» по Максиму Горькому. В том же году он перебрался в городок Териоки к
северу от Санкт-Петербурга (в советское время он был переименован в Зеленогорск,
а в 90-е был включён в состав Курортного района Санкт-Петербурга). В Териоках
Гардин организовал Свободный театр, где впервые попробовал свои силы в режиссуре.
Под его руководством были осуществлены постановки произведений, отличающихся острой
критикой господствующего класса - «Ткачи» Герхарта Гауптмана, «Савва» и «К звёздам»
драматурга Леонида Андреева.
В 1908 году Владимир Гардин уехал в Париж, где организовал Русский театр. Там
он вновь обратился к творчеству Леонида Андреева, поставив его пьесу «Жизнь человека»,
гневно обличающую буржуазное бытие, а также поставил запрещённую в Российской
империи пьесу Генрика Ибсена «Привидения».
Вернувшись в 1908 году в Россию, Владимир Гардин последующие три года работал
актёром и режиссёром в театрах Воронежа, Царицына и Саратова, а в 1912 году сыграл
роль Феди Протасова в спектакле «Живой труп», поставленном в Московском театре
Корша.
Дореволюционное кино
Театральная карьера Владимира Гардина закончилась в 1912 году, и причиной тому
стал кинематограф. Новый, быстроразвивающийся вид искусства увлёк его, поманив
новыми перспективами и возможностями. Первое соприкосновение с кинематографом
состоялось в том же 1912 году, когда он снялся в исторической драме «1812 год»,
а в следующем 1913 году Владимир Гардин заключил контракт с фирмой «Тинар и Рейнгард»
в качестве кинорежиссёра.
Дебютом Гардина на новом поприще стал поставленный им совместно с Яковым Протазановым
фильм «Ключи счастья». Опытный Протазанов выступал в основном в качестве консультанта,
а Гардин под его руководством постигал азы мастерства кинорежиссёра. Помимо этого
Гардин исполнил и одну из ролей – Свирского. Фильм (который, к сожалению, не сохранился)
получился удачным и имел большой коммерческий успех.
Вдохновлённый успехом, Владимир Гардин принялся за экранизацию знаменитого
романа Льва Толстого «Анна Каренина», пригласив на главную роль Зою Бранцевич
до этого не снимавшуюся в кино. Картина вышла на экраны в 1914 году, став первой
самостоятельной работой Гардина и положив начало целой галерее экранизаций классических
произведений. До революции 1917 года им были осуществлены постановки таких лент,
как: «Дворянское гнездо» по одноименному роману Тургенева, «Приваловские миллионы»
по одноименному роману Мамина-Сибиряка, «Петербургские трущобы» по приключенческому
роману Крестовского, «Дикарка» по А.Н.Островскому, «Гранатовый браслет» по Куприну,
«Война и мир» по роману Льва Толстого, «Барышня-крестьянка» по повести А.С.Пушкина.
В период Первой мировой войны Владимир Гардин поставил ряд фильмов на злободневную
патриотическую тематику. И пусть большинство из них не отличались высоким качеством,
но свою роль в поднятии духа населения они сыграли. Так снятый лишь за один день
«Подвиг казака Кузьмы Крючкова» пользовался у зрителей огромной популярностью.
Эти и другие кинокартины сделали Владимира Гардина одним из ведущих режиссёров
российского дореволюционного кино, принесли ему широчайшую известность. В некоторых
Гардин снимался и сам, исполняя преимущественно небольшие характерные роли. Среди
них: Бахарев в «Приваловских миллионах», Наполеон в фильме «Война и мир», Обертышев
в фильме «Власть земли».
Документалистика
После революции Владимир Гардин сделал свой выбор в пользу Советской власти.
Большевики видели кинематограф, как средство массового идеологического воздействия
на население, и потому поначалу делали ставку на документальное кино. В этих условиях
Гардин уже не обращался к классике, начал активно работать в жанрах документалистики,
кинохроники и агитационного кино, став одним из «отцов» этого направления. Так
в 1918 году им был сняты документальные ленты «День советской молодежи», «Девяносто
шесть». В том же году он выступил в качестве организатора, а затем и первого директора
Государственной школы кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт
кинематографии имени С. А. Герасимова) в Москве. В 1918-1919 годах Владимир Гардин
являлся заведующим кинопроизводством кинофотоотдела Госкиношколы, а в 1920 году
- заведующим Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса.
В тяжёлый для страны, голодный 1921 год, когда кинопропаганде уделялось приоритетное
значение, Владимир Гардин выпустил документальный фильм «Голод… голод… голод…».
Советское правительство демонстрировало эту ленту за рубежом для сбора средств
в поддержку голодающих.
Режиссёрская деятельность в 20-е годы
С 1922 года экономическая и политическая обстановка в стране постепенно стала
приходить в норму. Возможности кинематографа, как идеологического воздействия
на массы, стали рассматриваться гораздо шире, нежели просто документалистика.
Возник интерес к художественным лентам. В этих условиях Владимир Гардин, возглавивший
в 1922 году киностудию Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) в Одессе, отошёл
от кинохроники и снова обратился к экранизациям. В основу своего нового фильма
«Последняя ставка мистера
Энниока» режиссёр решил положить рассказ Александра Грина «Жизнь Гнора». На
главные роли он пригласил опытных актёров Иону Таланова и Олега Фрелиха, а также
Зою Бранцевич, которая у него снималась в «Анне Карениной».
Экранизация рассказа Александра Грина получилась достаточно вольной: были изменены
сюжетные линии, род деятельности главных героев, а главное – романтический настрой
произведения был заменён на социально-политический, где упор делался на противостояние
рабочих масс коварному буржую-фабриканту. Это вполне соответствовало духу того
времени, однако к творчеству Грина не имело никакого отношения. Писатель, увидевший
экранизацию, был возмущён этим и даже потребовал убрать свою фамилию из титров.
С 1924 года Владимир Гардин стал работать на киностудиях «Госкино» (позже «Ленфильм»)
и «Советская Белорусь» (ныне «Беларусьфильм»). До конца 20-х он поставил около
двух десятков кинокартин, многие из них – по собственному сценарию. Среди них:
драма «Помещик», политический памфлет «Слесарь и канцлер», сатирическая комедия
«Карьера Спирьки Шпандыря», героико-приключенческий фильм «Кастусь Калиновский».
Тематика картин была достаточно разнообразной, но все они носили ярко выраженный
пропагандистский характер. Так в историко-биографическом фильме «Поэт
и царь», посвящённом Александру Сергеевичу Пушкину, великий русский поэт и
его друзья-литераторы представлялись, как непримиримые борцы с действующим строем,
чуть ли не революционеры.
Довоенное звуковое кино
Режиссёрская карьера Владимира Гардина в кино завершилась с появлением звукового
кино. Свою последнюю ленту «Песня весны» он поставил в 1929 году, после чего перешёл
на актёрскую работу. Поначалу он появлялся на экране преимущественно в эпизодических
ролях: заведующий конторой в драме «Счастливый Кент», доктор в историко-революционном
фильме «По ту сторону», фабрикант в драме «Города и годы», генерал в военной драме
«Снайпер» и др.
Первым большим актёрским успехом Владимира Гардина стала роль Порфирия Головлёва
в драме режиссёра Александра Ивановского «Иудушка Головлев», поставленной по мотивам
романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Возможности того времени не
позволяли сделать полноценную многогранную экранизацию столь значительного произведения,
потому создатели картины сосредоточились на одной сюжетной линии, связанной с
Иудушкой. Они оказались правы: образ, созданный Владимиром Гардиным, оказался
более чем удачным.
Вот как описывает работу актёра критик Ромил Соболев в книге «20 режиссёрских
биографий»: «Гардин, следуя в основном толкованию образа, данного литературными
критиками еще в прошлом веке, подчеркивает в Иудушке черты, характерные для вырождавшегося
русского дворянства. «Голубая кровь», если она и была, давно уже выцвела, высокие
понятия о чести и человеческом достоинстве утрачены, осталась мертвечина, мерзость.
Эта драма целого сословия конкретна и своеобразна у Гардина. Не стоит проводить
параллели между описаниями у Салтыкова-Щедрина и игрой Гардина, при всех совпадениях
Иудушка из фильма по-иному гадок и страшен. Впечатляют даже фотографии Иудушки
- Гардина. При повторных же просмотрах фильма неизменно поражает актерское мастерство.
Крупные планы лица, «словно маслом подернутого», глаза — пустые, мутные, опасные,
как у гадюки, невозможно забыть».
В 1933-1935 годы Владимир Гардин создал в кино ещё ряд заметных образов. Его
героями становились: машинист Пущин в революционной драме режиссёра Павла Петрова-Бытова
«Чудо», профессор консерватории Карл Францевич Виатачек в драме Марка Донского
и Владимира Легошина «Песнь о счастьи», ученый-идеалист Джим Рипль в фантастическом
фильме режиссёра Александра Андриевского «Гибель
сенсации». За свои экранные работы Гардин в 1935 году первым из киноактёров
был удостоен звания «Народный артист РСФСР».
В 1937 году Владимир Гардин снялся в историко-биографической ленте Абрама Народицкого
«Юность поэта». Картина
была приурочена к 100-летию со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина и рассказывала о лицейском периоде его жизни. Гардин исполнил там роль
гувернёра лицея Густава Карловича Мейера. Фильм имел большой успех у зрителей.
В отличие от уже упомянутой картины самого Гардина «Поэт и царь» идеологическая
составляющая здесь была сведена к минимуму. Перед зрителями предстали просто талантливые,
вольнолюбивые мальчишки с чистыми помыслами и устремлениями.
До начала войны Владимир Гардин также снялся в исторических фильмах: «Пугачев»
(секретарь сената), «Пётр Первый» (граф Петр Андреевич Толстой), «Степан Разин»
(боярин разбойного приказа Киврин), экранизации знаменитого рассказа Чехова «Человек
в футляре» (директор гимназии Михаил Васильевич) и других кинолентах. Запоминающимся
получился его персонаж в лирической музыкальной комедии Александра Ивановского
«Антон Иванович сердится», рассказывающей о конфликте профессора консерватории,
почитателя серьёзной классической музыки, и его дочери, влюблённой в оперетту.
В этой весёлой ленте, вышедшей перед самой войной, Владимир Гардин создал образ
великого композитора Иоганна-Себастьяна Баха, являющегося профессору во сне.
Годы войны и послевоенный период творчества
В самом начале Великой Отечественной войны Владимир Гардин снялся в киноальманахе
«Боевой киносборник №2» в роли расстреливаемого. Впоследствии он вместе с женой
актрисой Татьяной Булах в составе шефской фронтовой бригады «Ленфильма» выезжал
на фронт, в госпитали. Оставшись в блокадном Ленинграде, Гардин вместе с другими
артистами дал около 500 концертов как в самом городе, так и на передовой.
После окончания войны в 1946 году Владимир Гардин принял участие в съёмках
фильма «Солистка балета», сыграв профессора консерватории Любомирского. А спустя
год Владимир Ростиславович был удостоен почётного звания Народный артист СССР.
Последние работы актёра на экране состоялись в 1950 году: в шпионском фильме
«Секретная миссия» он сыграл Диллона, а в киноповести «Огни Баку» - Верфильда
Скончался Владимир Гардин в Ленинграде 29 мая (по другим данным – 28 мая) 1965
года. Похоронен на Богословском кладбище.