.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Режиссёр: Георгий Данелия.
Сценарист: Геннадий Шпаликов. Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Андрей Петров. Художник: Александр Мягков.
СССР. Производство: Мосфильм. 1963.
Премьера: 11 апреля 1964.
Изящный шедевр Георгия Данелии
Толчком к созданию будущего киношедевра «Я шагаю по Москве» стала одна единственная сцена, придуманная молодым сценаристом Геннадием Шпаликовым – дождь, девушка, идущая босиком и размахивающая туфлями в руке, промокший парень на велосипеде, который медленно следует за ней. Кто эти парень и девушка, что было до, и что после – больше на тот момент задумок у Шпаликова не было. Но сцена была великолепна, она задавала необходимый тон будущей картине, и Георгий Данелия, которому Шпаликов рассказал о своём замысле, не мог от неё отказаться.
Уже после этого вокруг данной сцены стал строиться сценарий, появились персонажи фильма - сначала метростроевец Колька и приехавший в столицу Володя, позже к ним присоединились продавщица из ГУМа Алёна и друг Кольки Саша, который собирается жениться, а его призывают в армию. А сам сюжет стал складываться, как зарисовка одного дня, в который с героями происходят самые разные ситуации. По ходу работы над сценарием какие-то сцены добавлялись, какие-то убирались, тоже самое происходило и со второстепенными персонажами. Так, например, поначалу в сценарии присутствовал бывший ухажёр Алёны Митя, но затем его решили исключить из повествования. То же самое происходило и с названием картины – оно менялось пару раз. Сначала сценарий носил название «Верзилы», затем был переименован в «Приятели», и лишь потом приобрёл всем известное название «Я шагаю по Москве», которое наиболее точно и полно отразило общую идею фильма.![Я шагаю по Москве](foto/11.jpg)
Почему «Я шагаю по Москве»? Да потому что именно Москва стала главным действующим лицом фильма. Светлая, чистая и солнечная – именно такой предстала столица в картине Георгия Данелии. И та самая сцена с девушкой и парнем под дождём тоже блестяще вписывалась в картинку Москвы. Соответственно данный настрой поддерживали и персонажи фильма. Они не были похожи на киношно-плакатных героев. Молодые, разные по характеру, но одинаково жизнерадостные и целеустремлённые, они были просты и понятны молодёжи того времени, созвучны с ней.
Метростроевца Кольку сыграл . Это он гораздо позже станет метром отечественного кинематографа, а на тот момент в активе 18-летнего актёра были лишь пара эпизодов, да роль Вадима в фильме «». На роль Коли его «сосватал» старший брат Андрей Михалков-Кончаловский, а Шпаликов его поддержал. Данелия поначалу сомневался в данной кандидатуре, он видел в роли Кольки актёров чуть постарше, рассматривая Геннадия Бортникова и Виталия Соломина. Но Шпаликов сумел его убедить, и в итоге получился блестящий образ несколько беспечного, но очень энергичного и невероятно обаятельного балагура. Именно персонаж Никиты Михалкова скрепляет весь сюжет, он, в силу своего характера постоянно принимает участие во всех событиях, происходящих вокруг него.
, сыгравший роль молодого рабочего и писателя из Качинска Володи Ермакова, имел чуть больший опыт в кино. Он уже был известен по главной роли в замечательном фильме Якова Сегеля «Прощайте, голуби». Но именно роль Володи на долгие годы стала его визитной карточной. Спокойный, приятный, какой-то очень основательный парень – именно таким он предстал в фильме Данелии. По сюжету, Володя приезжал в столицу на один день, чтобы встретиться с редактором журнала «Юность» и услышать его мнение о написанном им рассказе. С Колей он знакомится случайно, и тот становится его проводником по Москве.
В роли очаровательной продавщицы грампластинок Алёны снялась , хорошо знакомая зрителям по фильму «Дикая собака Динго». Её героиня внесла дополнительную порцию света и романтизма в сюжет. Ведь парни раскрываются именно рядом с красивой девушкой. Ещё вчера все трое не были знакомы, и вот уже сердце Кольки учащённо бьётся при виде Алёны, и молодой сибиряк Володя не может устоять перед её обаянием. Но в картине нет какой-то сильной ревности, вызванной любовным треугольником (ну, разве, самая малость со стороны Коли), здесь лишь зарождающиеся чистые чувства, ощущение влюблённости, радости.
Ещё одним главным героем стал друг Коли Саша, которого сыграл . Его персонаж – несколько нескладный юноша, незадачливый жених, который всё вокруг воспринимает слишком непосредственно и эмоционально. Он то просит об отсрочке в армию из-за своей свадьбы, то ссорится по надуманному пустяку с невестой…
Безусловно, маленьким шедевром стала сцена с полотёром, которого сыграл . Этот эпизод был включён в сценарий уже позже, для внесения в сюжет необходимого конфликта. До этого Басов практически не снимался в кино (лишь отдельные, малозначительные эпизоды) и был известен только как режиссёр. В картину Данелии он попал случайно – по рассказам, он проходил мимо студии и согласился сняться. Очередной эпизод вылился в великолепную, остроумную сцену, своего рода отдельный номер, в котором Басов впервые раскрылся как блестящий комедийный актёр. Его вдохновенно-поучительные высказывания «Писатель? Сейчас все писатели!», «Писатель должен глубоко проникать в жизнь!», «Каждый индивид должен иметь свою правду характера» после выхода фильма стали крылатыми.
Немало замечательных актёров снялось и в других ролях. создал образ нервного, скандального прохожего, «загипнотизированного» главными героями. Во время съёмок Быков много импровизировал, благодаря чему его герой раскрылся, заблистал новыми красками. сыграл милиционера в отделении, куда обратился герой Быкова, требующий задержания главных героев. - застенчивую девушку, участницу конкурса рисунков, – маму Николая, (будущий Портос) - эпизодическую роль покупателя в отделе грампластинок, а сам Данелия появился в образе чистильщика обуви.
Лёгкая, изящная, наполненная мягким лиризмом картина, отразившая радостное мировосприятие, характерное для оттепели начала 60-х, тем не менее, после выхода на экраны вызвала противоречивые отзывы критиков. Большинство хвалили фильм, но были и те, кто критиковал его за отсутствие конфликта и избыток умилённых эмоций. А вот зрители фильм приняли и полюбили сразу. Высоко оценили картину Данелии и за рубежом, отметив её оптимизм, очарование простотой и прелестной музыкой.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.