.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Драма "Водитель для Веры"
Режиссер - Павел
Чухрай. В ролях - Игорь Петренко,
Алена Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина
Юдина, Галина
Петрова. Россия-Украина. 2004. 122 мин.
Начало шестидесятых, Крым,
расцвет бурной любви к родине с большой буквы "С" и бурный
расцвет соответствующих органов, которые эту любовь призваны
были обеспечивать. Генерал Серов (Богдан Ступка), съездив по
делу в Москву к приятелю-генералу, привозит из столицы нового
водителя - сержанта Виктора (Игорь Петренко). Виктор - молод,
красив, статен, скромен и четко понимает службу, как может
понимать ее воспитанник детского дома, не желающий ни под
каким видом возвращаться в это дерьмо. Поэтому Виктор держится
за свою работу так, что соответствующие органы могут быть
спокойны, будь они органы хоть внутренних дел, хоть внешних
сношений.
Серов берет Виктора в водители
вовсе не просто так, а с некоторым, так сказать, намеком. Дело
в том, что у генерала есть взрослая дочь Вера (Алена Бабенко)
- даже, так сказать, слишком взрослая дочь, которая,
во-первых, хромоножка, бедняжка, а во-вторых, немножко
беременна, причем беременность эта прогрессирует. И ладно бы
она была беременна от какого-нибудь бравого моряка, сурового
лоцмана или ответственного замполита - папа бы и слова не
сказал. Но Вера, к сожалению, не замужем, что не сильно
приветствовалось в те годы, когда одной из главных ячеек любви
к родине являлась крепкая советская семья, а кроме того,
беременна от какого-то тупого кубинского мачо с членом вместо
мыслительных органов, который хотя и является представителем
страны победившей революции, но мозгов и совести это ему не
прибавило ни на грамм.
Вот и думает генерал Серов, что
Виктор и Вера - ну, пока просто предположим - с его помощью
найдут друг друга в этом бушующем мире построения новой жизни
в одном отдельно взятом социалистическом лагере. Скажете, что
это какие-то недостойные мысли для сурового генерала? Да чего
уж тут недостойного? Любой отец - это прежде всего сначала
отец, а уж потом - генерал, член Партии, слуга царю, отец
солдатам и все такое. Ему больно смотреть на то, как страдает
Вера, он не может ее утешить и успокоить. Вот он и делает
единственное, что подсказывает отцовское сердце, - приводит в
дом молодого красивого парня, который подобные дома высшего
командного состава даже и в мечтах никогда не видал.
Но трудно ожидать, что Вера
сразу же кинется к Виктору за утешением. Она - девушка,
выросшая, так сказать, в доме настоящей элиты, - не может
считать какого-то водителя ровней себе. Поэтому и обращается с
ним так же, как и с остальной обслугой в доме: подай, принеси,
делай дело и заткнись. Кроме того, ее физический недостаток
довольно неприятным образом повлиял на характер Веры: она все
время опасается насмешек, поэтому в общении очень резка и
недоброжелательна. Частокол комплексов, короче говоря, который
скрывает ранимую душу несчастной, в общем-то, женщины.
Тем не менее ситуация в доме
генерала развивается практически как по писаному. Вера злится
и ругается, ищет способы прервать нежеланную беременность.
Виктор ведет себя ровно, с достоинством и за внешней
ершистостью Веры видит глубоко ранимую душу. При этом парень
хорошо понимает, что именно может дать ему - детдомовцу без
рода, без племени - женитьба на дочке генерала, поэтому и
действует соответствующим образом. Однако не нужно считать
Виктора меркантильным мерзавцем или принципиальным альфонсом -
он вовсе не такой. Просто он хорошо понимает. Что. Это. Ему.
Дает. Глупо считать, что другой на его месте поступил бы
как-то по-другому...
Однако светлому счастью одной и
объяснимо-меркантильному счастью другого может помешать одна
весьма серьезная проблема. Положение генерала Серова вовсе не
так монолитно-незыблемо, как может показаться со стороны.
Когда-то давно генерал позволил одному своему судну затонуть
из-за непотушенного пожара. А пожар не стали тушить потому,
что корабль вез стратегический груз, и Партия вместе с
соответствующими органами решили, что Родина лучше пожертвует
нескольким десятком всяких разных матросов и офицеров, чем
позволит врагам узнать, что же такого стратегического
перевозит простой советский корабль. Приказ, собственно,
отдавал вовсе не генерал, а некий высокий кагэбэшный чин,
однако в силу нынешней политической обстановки все решили
свалить на генерала. Но Серов - он старый морской волк. У него
есть некая папочка, которая может его обезопасить. Однако
рядом с ним есть адъютант - прожженный кагэбэшник Савельев
(Панин), который интересы родного КГБ, разумеется, ставит
несколько выше профессиональной адъютантской чести. И теперь
начнется великое противостояние Серова и КГБ на фоне слияния
водителя и Веры. Все это переплетется в тугой ком. Такие
дела.
***
Что интересно, Павел Чухрай
остался вполне верен себе. То есть своему стилю. "Водитель для
Веры" по выстраиванию сюжета, мотивации персонажей, манере
постановки - настолько похож на "Вора", что просто диву
даешься. Поэтому достоинства и недостатки нового фильма -
практически такие же, как и в "Воре".
На первый взгляд все хорошо.
Крепкая история по теме, актуальной до сих пор: суровые с
виду, но трепетные в душе мужчины (Серов), суровые с виду, но
трепетные в душе женщины (Вера), трепетные с виду, но с четким
стержнем внутри сержанты (Виктор), подлые кагэбэшники,
сохранившие, однако, человеческие чувства (Савельев), ну и
простые советские люди, которые могут вспылить, но все равно
добрые, хорошие и отзывчивые, причем даже в сексуальном плане
(обслуга Лида). Все это очень аккуратно и достаточно
профессионально снято, в результате чего выглядит вполне
пристойно.
И даже главная составляющая
любого действительно хорошего кино - никто из персонажей не
является на сто процентов "черным" или "белым" - также
присутствует: плохих тут нет ни одного. Отрицательные герои
имеют свои явные положительные образы (даже сволочь Савельев),
а положительные герои имеют свои явные отрицательные стороны
(ну разве что за исключением самого Серова). Даже Виктор
сделан очень правильно - казалось бы, велик соблазн сделать из
него ну просто наивного душку-сержанта, - ан нет, с Виктором
все не так просто! Ведь он действительно начинает крутить
роман с Верой ради карьеры, прекрасно понимая, что именно ему
обломится при женитьбе на генеральской дочке, он стучит на
генерала-благодетеля в КГБ, он трахает Лиду и, в общем, так же
далек от образа розовощекого душки-сержанта, как кот Бублик
далек от образа сексуального маньяка.
Так что же мне все-таки не
понравилось-то? Не понравился тот самый налет легкого лубка,
который был характерен и для "Вора". Вот вроде все правильно
сделано, все правильно снято, а легкий лубочный флер, причем
от начала и до конца, все равно присутствует. В чем? В том,
как снято, как трактуются персонажи, с какой просчитанной
точностью подводят к тому или иному эпизоду. Хорошо
просчитанное кино - вот что можно сказать по этому поводу. И
это обидно, потому что вложи в него чуть менее просчитанных
эмоций - и могло получиться значительно лучше.
Еще мне довольно сильно мешали
определенные параллели с "Утомленными солнцем". Я даже не
задумывался на эту тему специально, но в памяти все равно
всплывал могутный военачальник, которого кольцует КГБ (ГПУ),
стукачок с непростой судьбой в его окружении, любовь на фоне
государственной махины и так далее.
Но не могу сказать, что мне совсем не
понравилось. Наоборот, я и пишу о недостатках потому, что, на
мой взгляд, кино могло бы стать явно лучше. Чуть меньше этой
слегка ученической старательности в постановке, чуть менее
грубовато и прямолинейно сделать переходы - может быть, термин
"лубок" и не возник.
За что можно хвалить долго,
разнообразно и даже с чувством восторга - за роли Ступки
(генерал Серов) и Панина (адъютант Савельев). Богдан Ступка -
актер высочайшего уровня, и ему это уже давно не нужно
доказывать. Любую роль он играет так, что просто диву даешься,
как можно практически без мимики, скупо и немногословно
рисовать настолько мощные и яркие образы. Генерал Серов
получился именно такой - "настоящий полковник", мощный мужик,
но вместе с тем - трепетный отец. Вероятно, только Ступка мог
сыграть эту роль так, что в ней как раз не было ни малейшей
фальши, а ее могло быть полные ведра. Блестяще сыграл, мне
очень понравилось. Впрочем, от Ступки ничего другого я и не
ожидал.
Об Андрее Панине можно сказать
практически все то же самое - это актер, который плохо не
играет никогда, а уровень оценок его ролей обычно колеблется
от "очень хорошо" до "блистательно". Адъютант Савельев - это
уже выше, чем "блистательно". Это временами "потрясающе". Я не
знаю, как у Панина получается настолько разнообразно
играть мерзавцев. Везде совершенно разные черты, совершенно
разные акценты. Савельев - очень интересный типаж. Ну да,
сволочь и стукачок. Ну да, втягивает в это дело Виктора и к
тому же руководит операцией по предательству. Но вы
посмотрите, как Савельев вербует Виктора, как он себя ведет в
доме Серова, а главное - посмотрите эпизод с тем, как Виктор
вдруг отказывается стучать на генерала - мол, он ему теперь
"папа". Панин - просто гений. Это изумительно сыграно.
Игорь Петренко сыграл хорошо.
Да, вполне в образе, вполне такой Виктор, симпатичный
предатель, которого не осуждаешь, гнусный альфонс, которого
опять-таки не осуждаешь, потому что у парня тяжелое детство.
Сыграно ровно и правильно. От этого - довольно скучно. Чего-то
не хватает. Нет неожиданностей, все слишком ровно, и это как
раз и является составляющей того самого "лубка".
Алена Бабенко, Вера, чуть
поярче, но тоже слишком шаблонна. И слишком резкий переход от
ощетиненного ежика к ласковой зайчихе. Где-то там должно было
быть что-то промежуточное - например, лисичка.
И еще хотелось бы сказать о Галине Петровой,
играющей в маленьком эпизоде Верину тетку-алкоголичку. Вот
все-таки хорошая актриса - она и в мельчайшем эпизоде
запомнится надолго. Очень яркая сцена.
Резюмирую. Вполне неплохое
кино, не свободное, к сожалению, от определенных недостатков,
среди которых налет некоторой лубочности и слишком бросающейся
в глаза просчитанности в сюжете и трактовке главных
персонажей. Плюс - самый финал, который, на мой взгляд, просто
на редкость не клеится и сделан как будто под "Оскара", на
который этот фильм даже и не попадет. Однако второстепенные
персонажи - генерал и его адъютант - искупают многие огрехи
этого фильма. Ради них его даже можно смотреть снова и снова.
В общем и целом - вполне четверка. А уж на фоне крайне редко
появляющихся на постсоветском пространстве действительно
удачных картин - можно сказать, действительно событие.
Автор – Алекс Экслер