.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.
Историческая драма "Кедр пронзает небо"
Режиссер: Александр Баршак.
Сценаристы: Дмитрий Корявов, Александр Червинский, Олег Сироткин (уч.), Александр Баршак (уч.).
Оператор: Святослав Булаковский. Композитор: Вадим Куприянов.
Россия. Производство: кинокомпания KoBura Film. 2011.
8-серийная драма о борьбе за первенство в освоении космоса между СССР и США. История покорения космоса рассматривается через судьбы учёного Сергея Лыкова и выдающегося конструктора Сергея Павловича Королёва. Периодически пересекаясь по ходу сюжета, они, тем не менее, каждый идут своим путём...
Премьера: 11 апреля 2011 (РТР-Планета), 16 апреля 2011 (Россия-1).
Главные герои:
Сергей Владимирович Лыков ()
Сергей Павлович Королев, академик, главный конструктор ()
Алла Канторович ()
Вернер фон Браун, немецкий конструктор (.)
Марат Васильевич Фуджиев, лейтенант НКВД ()
Павел Николаевич Курбатов, полковник контрразведки ()
Иван Александрович Серов, комиссар госбезопасности ()
Другие персонажи:
Тимошенко, нарком обороны ()
Евдокия Кошкодаева ()
Элизабет Бентли ()
Заяц, дочь Мальцева ()
Игорь Константинович Мальцев, начальник лагеря (Виталий Вашедский)
Борис Евсеевич Черток ()
Генри Тофтой ()
Валентин Петрович Глушко, ракетчик (Юрий Гребельник)
Вадим Бойко ()
Рязанский (Станислав Москвин)
Дорнбергер (Олег Масленников)
Гельмут Греттрупп, немецкий инженер-атомщик (Александр Кобзарь)
Ирма, жена Греттруппа (Жанна Карпач)
Ольга Ивановна, бабушка Лыкова ()
Донован (Георгий Дрозд) |
Аллен Даллес (Сергей Калантай)
Михаил Семенович Байтальский (Алексей Вертинский)
Илья Григорьевич Медовой (Михаил Жонин)
Софья Антоновна, мать Лыкова (Елена Стефанская)
Гиммлер (Геннадий Скарга)
Нина Ивановна (Дарья Лобода)
Капитан, охранник заключенных (Дмитрий Суржиков)
Феськин (Владислав Мамчур)
Патрик, шофёр фон Брауна (Владимир Строкань)
Лаврентий Павлович Берия (Михаил Романов)
Мари, жена фон Брауна (Евгения Гладий)
Мари в юности (Екатерина Гульц)
Дмитрий Федорович Устинов, нарком (Олег Треповский)
Саша, сын Аллы (Артём Фадеев)
|
Борьба за космос
Создание многосерийного фильма «Кедр пронзает небо» началось со сценария, написанного Дмитрием Корявовым. А воплотить эту идею на экране взялся молодой режиссёр Александр Баршак. В центре повествования фильма – судьба некоего Сергея Лыкова, который в юности работал в секретном НИИ, затем был арестован, отправлен в колонию, где познакомился с Сергеем Королёвым, великим конструктором, основоположником советской космонавтики. После освобождения Лыкова привлекут к разведдеятельности, и ему доведётся провести немало времени, общаясь с основателем американской космической программы, немецким конструктором Вернером фон Брауном.
В отличие от основных действующих лиц, являющимися реальными историческими личностями, образ Лыкова – полностью вымышленный, не имеющий даже прототипа. На эту роль претендовали несколько известных актёров. В их числе были Максим Матвеев и Александр Яценко, но в итоге выбор остановили на . Со слов Александра Баршака, в образе Лыкова авторы фильма попытались воплотить то светлое, что было присуще советскому человеку того времени, прежде всего – стремление и веру, а Игорь Петренко сумел добавить своему персонажу неоднозначности. Образ действительно получился неоднозначным, можно даже сказать спорным. Мечтающий об одном, он, попавший в жернова сталинской машины, находит затем счастье в другой сфере. Да, в жизни бывает всякое, но с кинематографической точки – такое решение не выглядит удачным.
Ещё более спорным стал выбор на роль Сергея Королёва – актёра, безусловно, выдающегося, но мало подходящего под конкретно этот образ. Хотел этого актёр или нет, но Королёв в его исполнении получился слишком уставшим от жизни, каким-то озлобленным, мрачным, зачастую безразличным, без блеска в глазах. Да, Королёв перенёс немало тягот, и характер, по воспоминаниям его современников, у него был непростым. Но он оставался одержимым идеей космических полётов, и этой одержимостью, верой заражал окружающих. В своё время высокую планку в изображении образа ведущего конструктора задал в фильме «». Да, там герой носил другую фамилию, но было очевидно, что прототипом являлся Сергей Павлович. Впоследствии, уже после фильма «Кедр» пронзает небо» образ Королёва успешно создавали Валерий Гришко в фильме «» и в фильме «». В этом ряду Королёв Скляра оказался наименее убедительным.
В определённой степени на образ Королёва повлияла сама стилистика фильма. Авторы через чур увлеклись изображением ужасов сталинизма (при этом почему-то ни разу не показав самого Сталина) и совершенно упустили атмосферу всеобщего энтузиазма, творческого подъёма. Да и сам сюжет, развивавшийся поначалу довольно стройно, затем начал распадаться, создавая ощущение какой-то скомканости, словно авторов поджимали сроки. Вероятно, действительно поджимали – по крайней мере Александр Баршак признался в этом в одном из интервью. А спешка, в любом случае, к хорошему не приводит.
Игорь BIN
Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое
вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.