Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Вестерн "Белое солнце пустыни" Режиссёр: Владимир Мотыль.
Премьера: 14 декабря 1969 (Ленинград), 30 марта 1970 (Москва). Герои фильма: Другие персонажи: Эпизоды: В отдельных сценах: Гюльчатай (Татьяна Денисова), Джамиля (Галина Умпелева), Джамиля (Галина Дашевская). Легендарный советский вестерн
Для работы над сценарием нового приключенческого фильма под рабочим названием «Басмачи» в 1967 году были привлечены Андрей Михалков-Кончаловский и Фридрих Горенштейн. Однако получившийся вариант не устроил руководство. После этого сценарий был поручен Валентину Ежову, ранее работавшему над широко известным военным фильмом «Баллада о солдате». В качестве соавтора Ежов взял хорошо знакомого ему по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова. Идея сценария родилась у Ежова после бесед с ветеранами Гражданской войны, участвовавших в Средней Азии в боях с басмачами. Один из них поведал сценаристу о том, как басмачи, спасаясь от красноармейцев, бросали свои гаремы, что доставляло нашим бойцам немало хлопот. Так и родилась история о красноармейце Сухове, которому поручили довести через пустыню группу бывших жён главаря одной из банд. Сценарий, поначалу назвали просто - «Пустыня».
На главную роль Фёдора Ивановича Сухова Владимир Мотыль рассматривал несколько кандидатур. Самыми реальными кандидатами были Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов – актёры совершенно разные по своей энергетике, по своему амплуа. Мотыль решил остановить свой выбор на Георгии Юматове, который, помимо своих работ в кино, также был хорошо известен приверженностью к спиртному, пусть и был уже два года «в завязке». Поэтому режиссёр сразу же поставил ему жёсткое условие, что в случае запоя тот сразу же будет снят с роли. Увы, но именно в самом начале съёмок произошло драматичное событие. Погиб близкий друг Юматова кинорежиссер Никита Курихин, и актёр сорвался. Владимир Мотыль понял, что рассчитывать на него больше не сможет, и обратился к Анатолию Кузнецову. Конечно же, была вероятность того, что обиженный предыдущим отказом Кузнецов не согласится на предложение Мотыля. Однако Анатолий Борисович показал себя настоящим профессионалом, лишённым ложного самолюбия. Он отбросил все дела и приехал на съёмочную площадку. Впоследствии выяснилось, что именно благодаря участию Кузнецова фильм приобрёл соответствующий шарм и неповторимость.
На роль Саида пробовались Мулаев, Игорь Ледогоров и Спартак Мишулин. Выбор Спартака Мишулина многим казался очень странным, ведь для всех он был комедийным актёром, исполнителем роли пана Директора в телевизионной передаче «Кабачок 13 стульев». Но Владимир Мотыль, давно знакомый с Мишулиным, гораздо лучше других знал его настоящие способности в самом широком диапазоне. Вот и образ Саида получился невероятно харизматичным.
Одной из ключевых фигур в фильме стал таможенник Верещагин. Владимир Мотыль очень хотел видеть в этой роли известного актёра Павла Луспекаева. Однако как беспокоить человека, у которого ампутированы пальцы на обеих ногах?! Поэтому режиссёр пробовал на роли других актёров. Когда же стало ясно, что никто из кандидатов не сможет воплотить его идеи, Мотыль всё же рискнул отправиться к Луспекаеву. Актёр не просто согласился, но сразу же отверг всяческие послабления для себя (в частности съёмки в павильонах). По его убеждению, герой должен был выглядеть сильным и здоровым, поэтому всё должно было быть натуральным. Специально для Луспекаева были сконструированы специальные сапоги, которые хотя бы отчасти глушили его боль при ходьбе. И всё равно остаётся только удивляться мужеству и профессионализму актёра, ни на секунду не проявившего слабину в кадре. Его Верещагин получился настоящим мужчиной, практически былинным богатырём. И не удивительно, что его сразу же полюбил народ.
Помимо Татьяны Фёдоровой в фильме были заняты и другие непрофессиональные актёры, исполнившие эпизодические роли стариков. А одну из ролей и вовсе сыграл настоящий криминальный авторитет. Дело в том, что во время съёмок случилось ЧП – были украдены некоторые вещи из реквизита, в том числе ценные часы фирмы Буре и сабля, подаренная «Ленфильму» одним легендарным кавалеристом. Владимир Мотыль решил, что целесообразнее обратиться за помощью не в милицию, а к местному криминалитету. Так он вышел на криминального авторитета по имени Али и пообещал ему за найденные вещи роль в фильме. Вещи вернули, а Али сыграл бандита в красной рубахе. Понятно, что в титрах его имя не указывалось.
То, что фильм был снят, вовсе не означало его счастливой дальнейшей судьбы. Картиной были недовольны и худсовет, и директор «Мосфильма», так что она должна была прочно «лечь на полку» и остаться неизвестной широкому зрителю. И тут своё веское слово сказал Леонид Ильич Брежнев. Он регулярно просматривал новинки кино на своей даче, и ответственный за просмотр решил показать ему «Белое солнце пустыни». Леонид Ильич очень любил западные вестерны и фильм Мотыля встретил с восторгом. Таким образом «Белое солнце пустыни» было спасено (и это не единственный случай, когда вмешательство Брежнева помогало пробиться достойным фильмам). Из-за негативного отношения к Мотылю чиновники от кино «прокатили» его картину с наградами, не отправив ни на один их фестивалей, проигнорировали создателей и с Государственными премиями. Но что значит награды сверху по сравнению с признанием народа?! Фильм «Белое солнце пустыни» имел оглушительный успех, собрав в прокате 34,5 миллиона зрителей и став по-настоящему легендарным, а со временем даже культовым. И ещё один интересный факт – просмотр именно «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью во время подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Известные фразы
Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|