Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
|
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Психологический детектив "Авария" Режиссер и сценарист: Витаутас Жалакявичюс
Премьера: 4 сентября 1975 г. Персонажи фильма: Сюжет Вечером к судье приходят его друзья-пенсионеры. Один из них – бывший адвокат, другой – бывший прокурор. Как оказалось, старики любят коротать вечера за весьма необычной игрой: они устраивают судебные процессы. Трапсу предлагают поучаствовать в игре в качестве обвиняемого. Для этого ему необходимо рассказать о каком-нибудь совершенном им преступлении. Трапсу особо рассказывать нечего – ведь ничего подобного он не совершал. Он начинает повествование о своей жизни, о том, как пробивался с самых низов, как занял место своего бывшего начальника… Стоп! А почему умер его начальник? От инфаркта? В таком раннем возрасте? Старики начинают раскручивать дело, благо, что слегка захмелевший Трапс и сам не прочь все рассказать. Выясняется, что Альфредо состоял в любовной связи с женой начальника, которого на самом деле терпеть не мог. В итоге импровизированный суд поворачивает дело так, что Альфредо оказывается виновным в инфаркте своего шефа. А раз так, то и приговор будет соответствующим: смертная казнь. Впрочем, чего волноваться - суд-то ненастоящий… Наутро Трапс уезжает на своей машине по горной дороге, где погибает в автокатастрофе… Витаутас Жалакявичюс о своем фильме В самом деле, скажи кто-нибудь преуспевающему коммивояжеру, что не пройдет и нескольких часов, как он вывернет душу наизнанку перед этими стариками, что расскажет им о сокровенных своих помыслах и поступках, в которых и себе самому не посмел бы признаться, Трапс не поверил бы, оскорбился бы, ни на мгновение не усомнившись в собственной честности, незапятнанности и благородстве. Тем более, что и сами судьи немногим отличаются от него, что и сами они, приведись им предстать перед таким же судом, наверняка повинились бы в не менее грязных, не менее безнравственных поступках.» Нет, не среди них искать идейных противников героя! Эти люди той же породы, что и Трапс, и я не чувствовал себя вправе наделять их более благородными качествами, быть может, они отличаются от своего нечаянного подсудимого лишь тем, что исповедуют старые нравы, старые обычаи, старые нормы правосудия, что мораль их более эластична, чем мораль Трапса, но, по существу, это одно и то же. И даже эксцентричность, придающая им более человеческие черты,— это только излюбленный прием Дюрренматта, ибо при всей изысканности формы он моралист, он торопится к своему финальному парадоксу, не затрудняя себя психологическими мотивировками... И потому кажущаяся статичность действия поминутно чревата взрывом,
столкновением, неожиданным финальным аккордом, потому и центр тяжести сюжета переносится
здесь на слово, на диалог, на неумолимую логику судебного следствия, мало-помалу
доказывающего безусловную виновность Альфреда Трапса, жившего в полном согласии
с уголовным кодексом. «Советский экран» № 9, 1974 год Дюрренматт в изложении Жалакявичюса В первую очередь хочется отметить саму атмосферу картины. Старый дом с каким-то замшелым интерьером, в котором обитают на первый взгляд милые, допотопные старички, отставные работники правосудия. Их игра кажется странной забавой, но чем дальше, тем сильнее нагнетается атмосфера, затягивая зрителя в омут человеческих страстей. И происходящий суд становится все более реальным, обнажая порочные черты главного героя. Вот уже и сам Трапс в какой-то момент признается, что начинает воспринимать все по-настоящему. Впрочем, рассматривать картину только под одним углом: мол, представители суда вытаскивают на свет грязные делишки внешне благополучного человека и затем осуждают его за содеянное, было бы не совсем верно. А что, если взглянуть на это с другой стороны? Подвыпивший Трапс под прямо таки прессом Прокурора выкладывает факт за фактом. Да что там факты, он, в порыве откровенности, рассказывает о самом сокровенном: о своих мыслях, о своих желаниях. А суд, ради обвинения, готов все это представить в выгодном для себя свете. На самом ли деле измена жены спровоцировала инфаркт – это еще вопрос. Но суду хочется в это верить, мало того, им удается бедить и самого Трапса в том, что это по его вине умер его начальник. Одним словом, фильм достаточно многогранный и неоднозначный. В этом заслуга и большого мастера Витаутаса Жалакявичюса, и блестящей актерской команды: Регимантаса Адомайтиса, Юри Ярвета, Ростислава Плятта, Бронюса Бабкаускаса, Ирины Мирошниченко. Единственный вопрос, который возник по ходу картины – непонятное появление в самом начале дамы на автомобиле (роль исполнила Наталья Кустинская). Возможно, режиссер хотел этим что-то сказать? Однако, на мой взгляд, эпизод абсолютно лишний и надуманный. По поводу финала картины. Он отличается от книжного, где главный герой, раскаявшись, кончает жизнь самоубийством. Именно разные финалы дают разный ключ к пониманию произведения. И в этом случае Дюрренматт, по моему мнению, оказался сильнее Жалакявичюса. Игорь BIN Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|