Галина Дёмина начинала свою творческую карьеру в Горьком, где прошли её детство
и молодость. С сестрой она устраивала домашний театр, часто бегала в кино, обожала
Веру Марецкую и Любовь Орлову. Во время войны Галина работала в госпитале и делала
первые шаги на сцене в эстрадно-цирковом училище.
В 1944 году Галина Дёмина поступила в студию при Горьковском театре драмы имени
Горького, а в 1947 году окончив обучение, была принята в труппу театра. В театре
она начинала как травести, переиграла с десяток разных мальчишек от Стёпки в «Мужестве»
до Радика Юркина в «Молодой гвардии». Затем были девушки, матери и бабушки в спектаклях
«Униженные и оскорблённые», «Женский монастырь», «Флаг адмирала», «Жили-были старик
со старухой». Там же сыграла и мужскую роль, о которой мечтала с детства.
«Очень хотелось попробовать, смогу ли я осилить роль мужчины», - вспоминает
актриса. Случай представился, когда начались репетиции спектакля "Чрезвычайный
посол". Дёмина уговорила дать ей эпизодическую роль портного.
«Хорошо, только ты не меняй голоса, оставь его таким, какой он есть», - сказал
тот. На премьере сцена с портным шла под непрерывный хохот зрителей, после чего
члены худсовета возмутились: "Зачем столько смеха на таком серьёзном спектакле?
К чему всё это?". Эту роль актриса сыграла ещё один раз, а потом её заменили.
Однако Галина Яковлевна сделала для себя вывод, что и с этой работой она справилась.
Малый театр
В 1971 году горьковчане приехали на гастроли в Москву, где в спектакле «Моё
сердце с тобой» Галину Дёмину в роли Настасьи увидел знаменитый режиссёр Борис
Равенских. В министерстве культуры он категорично заявил: «Её надо брать в Малый
театр!». Директор Малого Михаил Царёв поддержал коллегу. В приватной беседе Равенских
сказал Дёминой: «Мы тебя берём, а в коллективе проходи сама».
В коллективе, сплошь состоящем из народных артистов, легенд советского театра
и «великих старух» сцены Галина Яковлевна «прошла». Её полюбили и вскоре тоже
сделали одной из «старух». Она с блеском играла в таких успешных постановках Малого
театра, как «Золотые костры», «Ретро», «Любовь Яровая», «Зыковы», «Дети Ванюшина»,
«Чудаки» и практически во всех пьесах Островского.
Главная особенность дёминских героинь - органическая «народность», естественность,
ярко выраженная русская характерность. «На улице меня никто за артистку не принимает,
слишком уж простое лицо, - часто говорила Галина Яковлевна. - Ведь сколько я матерей
переиграла, сколько слёз на сцене пролила!».
Особое место в творчестве Деминой занимали роли в пьесах А.Н.Островского: Фоминишна
(«Свои люди - сочтёмся!»), Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»), Фиона («Не
всё коту масленица»), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Мигачёва
(«Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Маланья («Трудовой хлеб»)...
Вот, что писали о ее героинях: «Галина Яковлевна умеет сочно, колоритно играть
провинциальный быт Замоскворечья, коим так пропитаны многие пьесы Островского,
делая любую роль предельно достоверной и значимой. С появлением Деминой кажется,
что морозный воздух прорывается на сцену, где-то пекутся свежие сайки, и самовар
вот-вот уже закипит...»
Кино
В кино Дёмина пришла сразу на возрастные роли. Лучшие из них сыграла в деревенской
киноповести Осепьяна «Однолюбы», мелодраме Алексея Салтыкова «Полынь - трава горькая»
и мелодраме Николая Стамбула «Карусель на базарной площади».
Заключение
Галина Яковлевна работала до последних своих дней. 6 октября 2005 года она
выходила в роли Анфусы Тихоновны в спектакле «Волки и овцы» Островского. А уже
спустя два дня ее не стало.