| 
    
Фильмография:
 1921 Арсен Джорджиашвили - актер 
1922 Сурамская крепость - актер 
1925 Кошмары прошлого - актер 
1926 Ценою тысяч - актер 
1926 Ханума - актер 
1926 Натэлла - актер 
1928 Первый корнет Стрешнев – режиссер 
1929 Саба – режиссер 
1929 В последний час – режиссер 
1931 Хабарда! – сценарист, режиссер 
1934 Последний маскарад – сценарист, режиссер 
1936 Дарико – режиссер 
1937 Арсен – сценарист, режиссер 
1938 Великое зарево – сценарист, режиссер 
1942, 1943 Георгий Саакадзе – режиссер 
1946 Клятва – сценарист, режиссер 
1949 Падение Берлина – сценарист, режиссер 
1951 Незабываемый 1919 год - сценарист, режиссер 
1957 Отарова вдова - сценарист, режиссер 
1960 Повесть об одной девушке - сценарист, режиссер 
1963 Генерал и маргаритки - режиссер 
1965 Иные нынче времена - сценарист, режиссер
     | 
  
ЧИАУРЕЛИ 
Михаил Эдишерович
 25.01 (06.02).1894, Тифлис, Грузия – 31.10.1974, Тбилиси 
Народный артист СССР (1948) 
Заслуженный деятель искусств Грузии (1941) 
Лауреат Сталинской премии I степени (1941, фильм «Арсен») 
Лауреат Сталинской премии I степени (1941, фильм «Великое зарево») 
Лауреат Сталинской премии I степени (1943, 1946, фильм «Георгий Саакадзе») 
Лауреат Золотой медали МКФ в Венеции (1946, фильм «Клятва») 
Лауреат Сталинской премии I степени фильм (1947, «Клятва») 
Лауреат Большой премии МКФ в Карловых Варах (1950, фильм «Падение Берлина») 
Лауреат Сталинской премии I степени (1950, фильм «Падение Берлина») 
Лауреат Большой премии МКФ в Карловых Варах (1952, фильм «Незабываемый 1919-й») 
 
Всесторонне одаренная личность 
Михаил Чиаурели был необыкновенно одаренным человеком. Он сочетал в себе таланты 
актёра, художника, скульптора, играл на всех инструментах, был полиглотом. Его 
путь в искусстве начался с тифлисской школы живописи и скульптуры, которую Михаил 
окончил в 1916 году. В 1921 Михаил Чиаурели участвовал в организации театра Революционной 
Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. Затем два года жил в Германии, где учился 
в скульптурных мастерских. 
 
В 1924 году Михаил Чиаурели вернулся в Грузию. До 1926 года он работал в Тифлисе 
как скульптор. Его авторству принадлежит первая скульптура Ленина в Грузии. 
Актер 
В кино Михаил Чиаурели начинал как актер, исполнив роль Арсена Джорджиашвили 
в одноименном историко-революционном фильме режиссера Ивана Перестиани о событиях 
1905 года. Затем последовали роли в исторической драме все того же Ивана Перестиани 
«Сурамская крепость» (купец Осман), в фильме Владимира Барского «Кошмары прошлого» 
(Гаруни), комедии Александра Цуцунавы «Ханума» (Мито и Дато - племянники купца), 
драме Амо Бек-Назарова «Натэлла» (Джондо). 
Ранние работы в кино 
С 1926 года Михаил Эдишерович переключается на режиссерскую деятельность. До 
1928 года он был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. Параллельно 
с 1926 по 1941 год Чиаурели работал режиссером и художественным руководителем 
организованного им Грузинского театра музыкальной комедии. А с 1928 года был к 
тому же и режиссёром Госкинпрома Грузии (позже - «Грузия-фильм»). 
Режиссерским дебютом Михаила Чиаурели на киноэкране стал историко-революционный 
фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928), повествующий пробуждении классового сознания 
у старого служаки царской армии на Кавказском фронте в 1917 году. Среди ранних 
работ режиссер стоит выделить сатирическую ленту «Хабарда» (1931) и первый грузинский 
звуковой фильм «Последний маскарад» (1934). 
Большой успех режиссеру принес исторический фильм «Георгий Саакадзе» - историческая 
эпопея по произведению А. Антоновской о талантливом полководце и видном государственном 
деятеле Грузии. Эта двухсерийная лента была дважды удостоена Сталинской премии 
I степени (отдельно за каждую серию). 
Образ Сталина 
С 1946 по 1955 год Михаил Чиаурели работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». 
Этому периоду принадлежат его картины: «Клятва» (1946, Государственная премия 
СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), «Падение Берлина» (1949, Государственная 
премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 
1950) и «Незабываемый 1919-й» (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). 
Впоследствии картины Михаила Чиаурели подвергались критике, как возвеличивающие 
И.В.Сталина. Действительно, созданный им образ вождя и отца народов, имел мало 
общего с реальным Сталиным. Тем не менее, в те годы они имели определенный успех 
у зрителей. 
Поздние работы в кино 
А вот поздние фильмы режиссера успехом у зрителей наоборот не пользовались. 
Это относится и к политической ленте «Генерал и маргаритки» (1963) и к музыкальной 
комедии «Иные нынче времена» (1965).  
Возможно, чувствуя необходимость что-то изменить, Михаил Эдишерович обратился 
к мультипликации. Его авторству принадлежат такие замечательные мультфильмы, как: 
«Певец зари» (1968), «Петух-хирург» (1971), «Блоха и Муравей» (1972), «Кувшин 
масла» (1973), «Как мыши кота хоронили» (1969 – аллегория на тему похорон Петра 
I). 
Семья 
Жена Михаила Эдишеровича -  – была известной грузинской актрисой. Она снималась, как в фильмах 
мужа («Падение Берлина», «Генерал и маргаритки» и др.), так и в картинах других 
режиссеров. 
Еще более известна их дочь – знаменитая актриса , блестящая исполнительница главных ролей в фильмах «Хевсурская баллада», 
«Ищите женщину», «Миллион в брачной корзине» и др.  
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Евгений Перемышлев, «Чиаурели, Михаил Эдишерович. Биография», сайт «Кругосвет», 
http://www.krugosvet.ru  |