| 
    
Фильмография:
 1967 Пароль не нужен  
1968 Доживем до понедельника 
1969 Деревенский детектив  
1973 Совсем пропащий  
1973 Иван Васильевич меняет профессию  
1973 Великие голодранцы  
1974 Закрытие сезона 
1975 Шторм на суше  
1975 Маяковский смеется 
1975 Горожане 
1976 Приключения Травки  
1976 Приключения Нуки 
1977 В зоне особого внимания  
1977 "Посейдон" спешит на помощь 
1978 Ошибки юности 
1978 Баламут 
1979 Цыган 
1979 Удивительные 
приключения Дениса Кораблева 
1979 Приключения 
Электроника 
1979 Моя Анфиса  
1979 Мишка на севере  
1979 День свадьбы придется уточнить 
1979 Вкус хлеба 
1980 Юность Петра  
1980 В начале славных дел (СССР, ГДР) 
1980 Ночное происшествие 
1980 Гражданин Лешка  
1981 Командировка в санаторий 
1981 Великий самоед  
1981 Андрей и злой чародей 
1982 Там, на неведомых дорожках... 
1982 Предчувствие любви 
1983 Опасные пустяки - короткометражный  
1983 Моментальный снимок - короткометражный 
1983 Из жизни начальника уголовного розыска  
1983 Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова  
1984 Потерялся слон  
1984 Очень важная персона  
1985 Танцы на крыше  
1985 После дождичка в четверг 
1985 Не имеющий чина  
1985 Внимание! всем постам...  
1985 В. Давыдов и Голиаф - короткометражный  
1986 Где ваш сын? 
1987 Покушение - короткометражный 
1987 Отряд специального назначения  
1987 Где бы ни работать..  
1988 Тайна золотого брегета  
1988 Раз, два, горе - не беда! 
1989 Из жизни Федора Кузькина  
1990 День любви 
1991 По Таганке ходят танки 
1991 Детство Тёмы 
1991 Глухомань 
1992 Тишина 
1992 Игра  
1994 Черный клоун  
1994 Триста лет спустя 
1995 Ширли-мырли 
1995 Золотое дно 
1996 Короли российского сыска 
1998 Му-Му  
1999 Опять надо жить  
2000 Редакция  
2000 Истинные происшествия, или Безумный день монтёра (Россия-Азербайджан) 
2002 Ха! - киноальманах 
2002 Улыбка Мелометы 
2002 Племянник, или Русский бизнес - 2  
2002 Лифт уходит по расписанию 
2003 Юбилей прокурора  
2003 Первый русский генералиссимус - документальный  
2003 Замыслил я побег  
2003 Жизнь кувырком  
2003 Детектив по-русски  
2003 Чужое лицо 	
2003 Love - сервис  
2004 Усадьба  
2004 Секрет Фараона  
2004 Прощальное эхо 
2004 Покушение  
2004 Москва смеется  
2004 Ловушка для полтергейста  
2005 Феномен  
2005 Сыщики районного масштаба  
2005 Сатисфакция  
2005 Жизнь - поле для охоты 
2006 Главный калибр  
2007 Морская душа 
2007 Виола Тараканова. В мире преступных страстей -3 
2008 Новые времена, или Биржа недвижимости  
2008 Москва улыбается  
2008 Воротилы. Быть вместе 
2008 Адель 
2009 Первая любовь 
2009-2010 Кремлёвские курсанты 
2010 Партизаны 
2010 Грозное время 
2011 Отражение 
2012 Российские Багамы 
2012 Заказ на одного 
2012-2013 Второй убойный 
2013 Английский русский 
2013 Этаж 	
2014 Слава 
2014 Сватьи 
2014 Овечка Долли была злая 
и рано умерла 
2014 Москва - Лопушки 
2015 Сын моего отца 
2015 Петля Нестерова 
2015 Господа-товарищи 
2015 Бабий бунт, или Война в Новосёлково 
2016 Лиризмы 
2016 Куба 
2017 Домохозяин (Россия, Украина) 
 2017 Крым 
2017 Склифосовский (6 сезон) 
2018 Содержанка 
2020 Гадалка. Новый сезон 
2022 Кстати, о бабочках 
2022 Русь и Ганза. Путь навстречу 
2023 Счастливый билетик - короткометражный  | 
  
ЧЕРНОВ 
Юрий Николаевич
 Родился 24.04.1949, Самара (бывш. Куйбышев) 
Заслуженный деятель искусств РФ 
Народный артист РФ (2008) 
Прирожденный артист 
Юрий Чернов родился 24 апреля 1949 года в Самаре (тогда еще носящей название 
Куйбышев). Его папа работал художником-оформителем на Куйбышевском авиационном 
заводе, мама - продавщицей в магазине. Как признается сам актер: «Если у меня 
есть талант, так это от мамочки, Валентины Ивановны». Валентина Ивановна обладала 
великолепным голосом и была очень приветливым человеком. Посетители магазина ее 
очень любили, и даже в газете про нее была опубликована статья под названием «Хозяйка 
прилавка».  
Свое детство Юрий Чернов вспоминает очень радостным: «Я рос в пионерских лагерях 
– чтобы вывозить нас с сестренкой летом на природу, к Волге отец устраивался работать 
в лагерь художником». В школе Юрий учился хорошо (до пятого класса был отличником), 
никогда не списывал, поскольку уже тогда считал, что в жизни следует всегда рассчитывать 
только на себя. Впрочем, окружающие ему в один голос говорили: «Зачем тебе учиться, 
ты же прирожденный артист!». Он и сам себя всегда чувствовал артистом: любил петь, 
вечно кого-то изображал.  
Родители, заметив артистические способности сына, поддержали его и в 12 лет 
отдали на Куйбышевскую студию телевидения. Тогда в большом ходу были телевизионные 
спектакли, и Юрий стал принимать в них участие. Кроме того, он участвовал в игровых 
программах, в прямом эфире читал стихи, пел, танцевал. 
Цирковое училище 
После окончания школы Юрий поехал в Москву с твердым намерением покорить столичные 
подмостки. Он подал документы практически во все театральные вузы, и везде последовал 
провал. Неизвестно, как бы все сложилось дальше, если бы не случай.  
В Москве Юрий жил в общежитии ГИТИСа. Один из его приятелей, проживавших там 
же, готовился поступать в цирковое училище. Он попросил Юрия подыграть ему на 
экзаменах на гитаре, и тот согласился. На экзаменах на Юрия Чернова обратили внимание, 
заметив, что он чем-то похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так, неожиданно 
для самого себя, Юрий стал студентом. 
 
Юрий Чернов не раз признавался, что ничуть не жалеет о годах проведенных в стенах 
циркового училища. Здесь он научился игре на различных музыкальных инструментах 
(гармони, балалайке, гитаре, трубе и кларнете), освоил многие цирковые навыки, 
которые в дальнейшем пригодились ему в его концертной деятельности. «У нас был 
замечательный курс, - вспоминает актер, - к нам на занятия по фехтованию, пластике, 
езде верхом на лошади приходили актеры из разных театральных училищ, в том числе 
и Костя Райкин». 
Сыромятников 
Студенты, как правило, народ бедный. Чтобы подработать многие снимались в массовке 
и эпизодах различных фильмов. Юрий Чернов также начинал с этого. В одной из таких 
картин, на него обратила внимание ассистентка режиссера Станислава Ростоцкого 
и пригласила его на пробы к фильму «Доживем до понедельника». «Я еще войти не 
успел, - вспоминает Юрий Чернов, - а со всех сторон уже зазвучало: «Ой, Сыромятников!». 
Меня взяли сразу, без проб, и начались съемки». 
Стоит 
заметить, что руководство циркового училища, мягко говоря, не приветствовало участия 
своих студентов в съемках фильмов. Юрию пришлось сниматься тайком, проявляя просто 
чудеса изворотливости. «Сколько у меня было отговорок, разных причин, скольких 
бабушек, тетушек и прочих родственников я «похоронил», как будто у нас в Самаре 
страшная эпидемия прошла. Так что для второго фильма у меня больше не осталось 
«живой» родни», - вспоминает актер. 
На съемках фильма «Доживем до понедельника» подобралась замечательная компания. 
«Взрослые» роли играли выдающиеся мастера ,  и Ирина 
Печерникова. Роли учеников – студенты ГИТИСа  и , а 
также старшеклассники московский школ. Юрий Чернов признается, что работать было 
легко, коллектив смотрелся как единое целое, и атмосфера на съемках была удивительная. 
«Как и наши персонажи, мы так же были влюблены в Ирину Печерникову, просто боготворили 
ее, - вспоминает актер, - мы с невероятным уважением относились к Вячеславу Тихонову, 
он для нас был кумиром: я звонил маме и кричал в трубку: «Мама, я снимаюсь с Тихоновым!» 
Наверное, именно в таких условиях и рождаются шедевры. Фильм «Доживем до понедельника» 
как раз и является, без каких либо натяжек, шедевром. Редкий для советского кинематографа 
случай, когда о школьной жизни было рассказано правдиво, без прикрас. И учителя 
получились самыми разными: образованными, и не очень, со всеми реальными человеческими 
достоинствами и недостатками. Такими же достоверными получились и ученики – особо 
тут конечно нужно отметить игру Игоря Старыгина.  
Одного из учеников сыграл Юрий Чернов. Его героем стал обаятельный двоечник 
Сыромятников. В какой то степени шут – в хорошем смысле этого слова. Его реплики 
из фильма до сих пор вспоминаются зрителями: «А мне мама говорила, что птичек 
убивать нехорошо» или «А России после Петра I на царей не везет». А знаменитая 
фраза учителя (героя Вячеслава Тихонова) обращенная к Сыромятникову: «Поставишь 
единицу - получится Юрий Никулин». Кстати, в сценарии должно было звучать: «Поставишь 
единицу - получится Олег Попов». Но и Чернов и Тихонов очень симпатизировали Никулину 
и поэтому уговорили Ростоцкого изменить фразу. 
Слава и ее последствия 
Фильм «Доживем до понедельника» вышел на экраны в 1968 году и был встречен 
зрителями «на ура». В Доме кино после премьеры зал аплодировал стоя. Юрий Чернов 
в одно мгновение стал очень популярным. На улице его узнавали, и вдогонку неслись 
его знаменитые реплики из фильма. Посыпались многочисленные предложения от кинорежиссеров. 
 
Одним из таких предложений стала роль Петрухи в знаменитой картине Владимира 
Мотыля «Белое солнце пустыни». Однако преподаватели наотрез заявили: «Выбирай: 
или ты снимаешься в кино, или учишься в училище». Юрий посчитал, что учеба важнее 
и отказался от роли. Он вспоминает: «Жалко, потому что Петруха – это роль для 
меня, я бы мог Луспекаеву что-то на гитаре подыграть, подпеть… Тогда я решил, 
что учеба важнее, никто же не знал, что фильм станет культовым...» 
В тени 
Окончив Московское цирковое училище, Юрий Чернов на некоторое время выпал из 
поля зрения кинозрителей. В течение пяти лет он работал в филармонии, и изредка 
снимался в кино в крохотных эпизодах. Впрочем, те роли сегодня вряд ли кто вспомнит. 
К примеру, в знаменитой комедии Гайдая он сыграл одного из балалаечников и даже 
не был указан в титрах фильма.  
Поворотным этапом в судьбе Юрия Чернова стало участие в съемках фильма Сергея 
Юткевича «Маяковский смеется» (1975). Этой картине актер сыграл главную роль Пьера 
Присыпкина. Поначалу планировалось создать полнометражную двухсерийную ленту, 
но из-за болезни Юткевич вынужден был приостановить съемки. Смонтированный материал 
не дотягивал даже до одной серии, и тогда режиссер стал разбавлять его кукольной 
и рисованной мультипликацией. Неожиданно, это пришлось к месту, напоминая зрителю 
о временах «Окон РОСТА». Фильм получился ярким, необычным, вполне в духе творчества 
великого поэта, но, к сожалению, остался вне внимания массового зрителя. 
Хотя зрители и «братья по цеху» тогда не заметили Юрия Чернова, тем не менее, 
фильм сыграл важную роль в жизни актера. В тот же год он решил оставить филармонию, 
и по приглашению своего приятеля Леонида Баскина пришел работать в Московский 
Театр миниатюр. Кроме того, решив наверстать упущенное в кинематографе, Юрий поступил 
в ГИТИС, на заочное отделение факультета режиссуры эстрады и массово-культурных 
представлений. 
Король эпизода 
В 
период со второй половины 70-х до начала 90-х Юрий Чернов снимался в кино очень 
много. Правда, главных ролей в его карьере не было, сплошной второй план и эпизоды. 
Но ведь порой именно эпизодический герой делает картину уникальной. В истории 
советского кинематографа есть несколько больших мастеров, настоящих королей эпизода. 
К примеру:  или . Да и великая  
не всегда играла главные роли, нередко блистая в эпизодах. Вот и Юрию Чернову 
выпала такая честь, стать королем эпизода. Многие зрители помнят и любят его по 
ролям санитара Зубкова из комедии «Баламут», папы Сыроежкина из детского фантастического 
фильма «Приключения Электроника», шофера Николая из сериала «Цыган», писаря Чумички 
из сказки «Там, на неведомых дорожках…».  
Нередко ему доводилось играть отрицательных персонажей. И как блистательно 
он это делал! В психологическом детективе Степана Пучиняна «Из жизни начальника 
уголовного розыска», он сыграл бандита по кличке Корыто. Сыграл настолько реалистично, 
что зрители поверили в его существование. Актер вспоминает такой случай: «Как 
то раз, возвращаясь домой, поймал такси, говорю: «Мне на Петровку». В ответ: «Ну 
чё, Корыто, сдаваться едешь?». 
90-е годы 
В 90-е годы актер снимался в кино значительно реже. С 1994 по 1999 год Юрий 
Чернов работал в Театре Луны под руководством Сергея Проханова. Он играл в детском 
спектакле «Мечты маленького Робинзона», а также в спектакле «Ночь нежна». Но затем 
из-за загруженности в антрепризных проектах был вынужден уйти их театра. 
В новом веке 
Новый период в кинокарьере Юрия Чернова начался с 2002 года. С развитием российского 
кинематографа талантливый актер вновь стал востребован. Он по-прежнему играет 
эпизодические роли. Зрители могли видеть его в фильмах и сериалах: «Детектив по-русски», 
«Усадьба», «Ловушка для полтергейста», «Главный калибр», «Воротилы. Быть вместе», 
«Адель» и других. 
Общественная деятельность 
Юрий Чернов много лет активно сотрудничает с Обществом инвалидов. Вместе с 
коллегами-актерами он немало поездил по стране с концертами для инвалидов, а также 
вместе с представителями фонда «Филантроп» занимался поисками талантов среди таких 
людей. 
Личная жизнь 
Первый раз Юрий Чернов женился еще в юности. «Я учился в цирковом училище, 
она жила напротив, ходила заниматься в театральную студию, познакомились», - вспоминает 
актер. И хотя у них родилась дочь Анна, тот брак оказался неудачным. 
Со своей будущей второй женой Юрий Чернов познакомился в стенах ГИТИСа, где 
она работала на кафедре зарубежного театра. «Я пришел поступать, заглянул в какую-то 
аудиторию – то ли за ручкой, то ли за линейкой, а она там сидела, - рассказывает 
Юрий Николаевич. - Как-то сразу разговорились. <…> Наверное, это судьба 
– ведь я мог зайти в другую аудиторию, и ничего бы не произошло». 
С Валентиной они вместе уже много лет. У супругов двое детей: сын Максим и 
дочь Ярослава. Ярослава пошла по стопам отца, став актрисой. Поддерживает отношения 
Юрий Николаевич и со своей первой дочерью Анной, которая подарила ему внука Алексея. 
 
Игорь BIN 
Использованные материалы: 
Александр Гузнищев, Интервью с Юрием Черновым, http://sanyavs.narod.ru; 
Леонид Гуревич, «Юрий Чернов: Петруха - неспетая песня», «Аргументы И Факты», 
http://www.aif.ru; 
Борис Бабанов, «Юрий Чернов: «Все думали, что мы учились в одном классе», «Новые 
Известия», 26.08.08, http://www.newizv.ru; 
Юрий Чернов: «Фильм «Белое солнце пустыни» - моя неспетая песня», KM.RU Ностальгия, 
http://game.km.ru; 
Катерина Романенкова, Татьяна Алексеева, «Юрий Чернов чужое счастье не списывает», 
«Кино эксперт», http://www.kinoexpert.ru 
  |