Лауреат премии Эрнста Любича за фильм «Путешествие в Вену» (1973)
Начало карьеры
Марио Адорф родился 8 сентября 1930 года в Цюрихе. Своего отца,
хирурга из Калабрии, он видел лишь как-то раз в жизни. Воспитанием
сына занималась мать.
Образование Марио Адорф получил в Мюнхене, в Школе актёрского мастерства
Фолкенберг. После окончания Школы некоторое время играл в Камерном
театре.
На киноэкране Марио Адорф дебютировал в 1954 году еще, будучи студентом,
сыграв роль Вагнера в военной трилогии режиссера Пола Мэя «08/15».
А первый большой успех актеру принесла роль Бруно Людке в драме
известного немецкого режиссера Роберта Сьодмака «Ночь, когда приходил
дьявол» (1957).
Немецкий кинематограф в то время переживал период послевоенного
становления и обновления, и молодой Марио Адорф был очень востребован.
Он снялся в военной драме Гезы фон Радваньи (Врач из Сталинграда»
(Пельц), в драме Рольфа Тиле «Девица Розмари» (Хорст), комедии Роберта
Сьодмака «Мой школьный друг», драме Герда Освальда «Шахматная новелла»
(Мирко Сентович) и других картинах немецких режиссеров.
Расцвет творчества
В начале 1960-х Марио Адорф переезжает в Рим. В 1961 году он снимается
в роли Макса Клаусена во франко-итальянском фильме режиссера Ива
Чьямпи «Кто вы, Рихард Зорге?», рассказывающем о жизни знаменитого
советского разведчика (его роль сыграл немецкий актер Томас Хольцман).
Примечательно то, что до этого времени имя Рихарда Зорге было скомпрометировано
подозрением в работе двойным агентом и вычеркнуто из советской истории.
На закрытом показе фильм был продемонстрирован Никите Хрущеву, который
после его просмотра дал команду реабилитировать Зорге.
На 60-е – 70-е годы приходится расцвет творчества Марио Адорфа.
Он много снимается в в фильмах итальянских, французских, немецких
режиссеров. Среди его работ – роли в драмах Рольфа Тиле «Лулу» (Родриго)
и «Мораль 63» (репортер Алекс Роттман), драме Сета Холта «Станция
Шесть-Сахара (Сантос), комедии Антонио Пьетранджели «Посетитель»
(Кукарача), приключенческой ленте Антонио Исаси-Исасменди «Наш человек
в Стамбуле» (Билл), детективе Джорджа Поллока «Десять негритят»
(Джозеф Грохманн), криминальной комедии Дино Ризи «Операция «Святой
Януарий» (Скьяцилло), комедии Ренато Кастеллани «Привидения по-итальянски
(Альфредо) и др.
Многим зрителям Марио Адорф запомнился по вестерну Харальда Рейнла
«Виннету» (1963, второе название «Золото Апачей»). Актер сыграл
мошенника Фредерико Сентера, который со своими головорезами курирует
строительство дороги на среднем Западе. В борьбу с ним вступает
сын индейского вождя Виннету... В 1964 году Марио Адорф вновь снялся
в фильме на индейскую тематику. В вестерне американского режиссера
Сэма Пекинпа «Майор Данди» он сыграл сержанта Гомеса.
Российское кино
Советские
зрители познакомились с этим замечательным актером благодаря картине Михаила Калатозова
«Красная палатка» (1969). Полное драматизма киноповествование об интернациональной
арктической экспедиции под руководством Умберто Нобиле, о постигшей её катастрофе
и спасении большинства участников советскими лётчиками и моряками ледокола «Красин»,
имело большой успех среди зрителей. Марио Адорф сыграл в фильме роль радиста Бьяджи.
Особенно запомнилась его песня: «Пара-понси-понси-по». В картине снимался интернациональный
состав: Шон
Коннери, Клаудия
Кардинале, Харди Крюгер, Питер Финч, Луиджи
Ваннуччи, Эдуард
Марцевич, Никита
Михалков, Донатас
Банионис и другие выдающиеся актеры.
Спустя двадцать лет Марио Адорфу довелось еще раз поработать в
России. На это раз его пригласил в свою картину Глеб Панфилов. Актер
сыграл одну из ролей в экранизации знаменитого романа Максима Горького
«Мать».
Роли, режиссеры, партнеры…
За свою жизнь Марио Адорф снялся почти в двух сотнях телевизионных
и кинофильмов, став одним из самых популярных актеров в Германии
и Италии. Он одинаково органичен и в серьезных драмах, и в криминальных
боевиках, и в комедиях, и в семейных лентах. Особого упоминания
стоят его работы в фильмах признанного немецкого режиссера Фолькера
Шлёндорфа. Так в драме «Поруганная честь Катарины Блюм», рассказывающей
о том, как грубая машина государственной безопасности и бездушная
пресса врываются в жизнь молодой, привлекательной женщины, превращая
ее в кошмар, Марио Адорф блестяще исполнил одну из главных ролей
- комиссара Бензимина.
В течение двадцати лет Шлёндорф мечтал поставить фильм «Жестяной
барабан» (по одноимённому философско-политическому роману-притче
Гюнтера Грасса, этапной вещи для германоязычной литературы). Когда
же режиссер, наконец, приступил к съемкам, то одну из главных ролей
он доверил Марио Адорфу. Едва выйдя на экраны, эта антифашистская
лента сразу же привлекла всеобщее внимание. Фильм был удостоен множества
престижных призов, среди которых: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского
кинофестиваля и «Оскар» американской киноакадемии за лучший иностранный
фильм.
Довелось Марио Адорфу поработать и с другим выдающимся немецким
режиссером - Вернером Фассбиндером в его знаменитой драме «Лола»
(1981), фильме о судьбе немецкой женщины после второй мировой войны,
а иносказательно - и о судьбе самой Германии, приходящей в себя
после фашистской диктатуры. Партнершей Марио Адорфа в этой картине
была замечательная немецкая актриса Барбара Зукова.
С партнерами Марио Адорфу тоже всегда везло. Он снимался с такими
выдающимися мастерами, как Софи Лорен и Витторио Гассман, Стефания
Сандрелли и Джина Лоллобриджида. В знаменитом криминальном сериале
«Спрут» (где Марио Адорф сыграл роль Сальваторе Фроло) ему довелось
поработать с Микеле Плачидо, в биографической драме знаменитого
итальянского режиссера Лилианы Кавани «Франциск» (1989) судьба свела
его с Микки Рурком, а драме Билле Аугуста «Снежное чувство Смиллы»
(1997) партнершей актера была очаровательная Джулия Ормонд.
В последние годы Марио Адорф много снимается в различных немецких
телефильмах: мелодрамах и семейных лентах.